DOI

Для изучения процессов порождения связного нарратива в онтолингвистике используются разные экспериментальные методики, наиболее частотной из которых является порождение вторичного нарратива по двум типам стимулов: по серии картинок и по видеофрагменту, например мультфильму. Однако сопоставление результатов исследований, проведенных по разным методикам, показывает, что они могут как совпадать, так и значительно расходиться. Среди факторов, которые влияют на базовые нарративные характеристики устных рассказов, полученных в ходе экспериментов с детьми, называют возраст, тип зрительного стимула, его длину и способ получения нарратива (одновременно с просмотром или последовательный пересказ). При изучении структуры нарратива рассматриваются его базовые характеристики: начальные и конечные маркеры, детальность и дробность описания, разнообразие персонажей, наличие или отсутствие оценочного мнения рассказчика. Для ответа на вопрос, оказывает ли тип зрительного стимула существенное влияние на базовые характеристики детских нарративов и возможно ли строить общее описание развития нарративных навыков безотносительно выбранного исследователями экспериментального задания, был проведен сопоставительный анализ устных нарративов, полученных в двух сериях экспериментов с русскоязычными детьми-монолингвами старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Анализ показал, что, хотя можно выявить некоторые тенденции, свойственные нарративам, полученным при разных экспериментальных методиках, тип зрительного стимула не оказывает статистически значимого влияния на базовые характеристики нарративов младших школьников. Это свидетельствует также о том, что к 8-9 годам у детей уже сформированы основные принципы организации связного текста, которые они применяют при порождении вторичного нарратива вне зависимости от типа стимула. Статистически значимыми являются только различия во включении оценочных суждений и конечных маркеров в нарративы старших дошкольников, порожденные либо одновременно с просмотром мультфильма, либо при его последующем пересказе. Библиогр. 37 назв.
Переведенное названиеA CARTOON OR A SERIES OF PICTURES? THE PROBLEM OF CHOOSING AN EXPERIMENTAL TECHNIQUE
Язык оригиналарусский
Название основной публикацииXLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019)
Подзаголовок основной публикацииИзбранные доклады
Место публикацииСПб
ИздательИздательство Санкт-Петербургского университета
Страницы314-332
ISBN (печатное издание)9785288062353
DOI
СостояниеОпубликовано - 2022
СобытиеL Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой. - СПбГУ, Санкт-Петербург, Российская Федерация
Продолжительность: 15 мар 202223 мар 2022
Номер конференции: L
http://hdl.handle.net/11701/36133
https://conference-spbu.ru/conference/45/
https://dspace.spbu.ru/handle/11701/36133
https://conference-spbu.ru/conference/45

конференция

конференцияL Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой.
Сокращенное названиеМФК 2022
Страна/TерриторияРоссийская Федерация
ГородСанкт-Петербург
Период15/03/2223/03/22
Сайт в сети Internet

ID: 100351727