Современные баталии за интерпретацию истории или за ее упразднение (Фр. Фукуяма) фундированы в самом типаже новоевропейского сознания. Данный тип сознания
выстраивает историю исходя из изначального, «родового» конфликта, парадоксальности этого типа сознания, совмещающей историзм и аисторизм. В статье рассматривается не только несколько примеров одновременного сосуществования аисторизма и историзма
в современности, но и рассматривается два примера из истории новоевропейской мысли, помогающие понять все запутанность «романа» историзма и аисторизма в новоевропейской культуре. Первый сюжет связан с разделением единого знания на гуманитарное и естественнонаучное знание, что вызывает различные тенденции относительно понимания историчности или аисторичности. Точное естествознание, использующее матезис, вызывает по преимуществу аисторизм, тогда как гуманитарное знание — это домен историзма как такового. Второй сюжет связан с философией Гегеля, в которой опора на эйдетику имеет
следствием не крен в сторону аисторизма, а наоборот, к тотализации историзма. Это связано с переосмыслением эйдетического пространства, представляющего у Гегеля не царство метафизических, неизменных констант, но живое диалектическое пространство