Документы

DOI

Предметом исследования является логика развития «внутреннего действия», которая формирует концепцию интонируемого смысла, рассматриваемую как синтетическое, скоординированное целое. Это действие на сцене, музыкальная композиция, многомерное пространство музыкальной драматургии, анализируемые в контексте художественного мышления второй половины ХХ века, в русле тенденции католицизма во французском музыкальном театре. Целью работы является герменевтическая реконструкция процесса формирования названной концепции методом детального анализа de visu нотного текста произведения.
Применены понятийно-критические исследовательские методы к контекстам идей Ж. Бернаноса и композиторских идей Ф. Пуленка. Использованы методы историко-теоретического анализа музыкальных произведений, в частности, теории музыкальной интонации.
Впервые на русском языке изложены связи музыки оперы Пуленка с католической традицией богослужебного пения, определены жанровые коды интонационно-тематических комплексов оперы как носителей интонируемого смысла; определена функция декламационно-речевых интонаций, составляющих динамическую основу творческого процесса композитора. Обнаружены параметры композиции Пуленка, имеющие элементы общности с принципами композиции К. Монтеверди, Дж. Верди, М. Мусоргского и К. Дебюсси — музыкантов, которым посвящена опера «Диалоги кармелиток». Исследована проблема структурирования метроритма (музыкального времени) в опере.
В результате работы в опере «Диалоги кармелиток» определены векторы развития музыкального смысла, воздействующие на формообразование и формирование драматургической концепции интонируемого смысла, существенные составляющие интонационной фабулы произведения, носители музыкального смысла. Сделаны выводы о выстраивании в данной опере новых соотношений в музыкальной и словесной речи. Рассмотрены новые способы взаимодействия регулярных и нерегулярных метроритмических элементов, варьируемых сквозных интонационно-тематических комплексов, участвующих в логической организации оперной формы как концепции интонируемого смысла. Дано новое истолкование взаимодействия в опере основных интонационно-драматургических сфер: литургической, метафизической тревоги и страха смерти, социальных трансформаций, благодати Святого Духа. Определено взаимодействие эмоционально-психологического, ментального и метафизического уровней музыкальной драматургии оперы.

This research’s subject is the logic of inner action development which forms the concept of intoned sense, viewed as an integral whole. This is about stage action, musical composition and the multidimensional musical dramaturgy that are all analyzed in context of the second half of the ХХth century intellectual paradigm and in relation to a catholic trend in French musical theater. The article in question is focused on a hermeneutic reconstructive analysis de visu of the musical score in order to see into the above-mentioned concept’s development.
The methods of critical analysis are applied to the contexts of G. Bernanos’s and F. Poulenc’s creative ideas. The author also has recourse to historic and theoretical analysis of musical pieces, in particular to the theory of intonation.
The relation between Poulenc’s music and the catholic tradition of liturgical chants has been traced for the first time in Russian, and the genre codes of thematic intonation complexes have been defined as conveying the sense of intonation. For instance, the function of declamation speech intonations is considered the driving force of the composer’s creation process. Moreover, some particular Poulenc’s composition parameters have been revealed which had similarities with Monteverdi’s, Verdi’s, Mussorgsky’s and Debussy’s principles of composition (those are the composers Poulenc dedicated his opera to). The issue of rhythmic structure of the mentioned opera is also researched into.
As a result of research, the development vectors in musical sense of Poulenc’s opera have been designated as influencing the formation of the dramaturgical concept and crucial components of intonation storyline. The conclusions have been made as to new proportions of music and speech in ‘The Dialogues of the Carmelites’.
The article further describes new ways of interaction between regular and irregular rhythmic elements and varied cross-cutting intonation and thematic complexes that take part in logical shaping of opera as a concept of intoned sense. A new interpretation of main intonation and dramaturgical spheres in Poulenc’s opera is given, such as the spheres of metaphysical worry, fear of death, social transformations and the Grace of Holy Spirit. Finally, the author details dynamic interaction between mental, psychological and metaphysical levels of musical dramaturgy in Poulenc’s ‘The Dialogues of the Carmelites’
Key words: opera, dialogues of the Carmelites, Francis Poulenc, composition, dramaturgy, intonation, logic, sense, Christianity, a semantic counterpoint.
Язык оригиналарусский
Номер статьи2
Страницы (с-по)9-67
Число страниц58
ЖурналКУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Номер выпуска12
DOI
СостояниеОпубликовано - 12 дек 2017

    Области исследований

  • опера , диалоги кармелиток, Ф. Пуленк, композиция, драматургия, интонация, логика, смысл, христианство, семантический контрапункт

ID: 10953709