Standard

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ СПБГУ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ. / Жукова, Галина Константиновна.

2020. Работа представлена на Международная конференция по естественным и гуманитарным наукам «Science SPbU – 2020», Санкт-Петербург, Российская Федерация.

Результаты исследований: Материалы конференцийматериалы

Harvard

Жукова, ГК 2020, 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ СПБГУ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ', Работа представлена на Международная конференция по естественным и гуманитарным наукам «Science SPbU – 2020», Санкт-Петербург, Российская Федерация, 25/12/20 - 25/12/20. <https://drive.google.com/drive/folders/1C-RkWF3f_Ojakpf9bYkg91BMAN_9G1f0>

APA

Жукова, Г. К. (2020). ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ СПБГУ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ. Работа представлена на Международная конференция по естественным и гуманитарным наукам «Science SPbU – 2020», Санкт-Петербург, Российская Федерация. https://drive.google.com/drive/folders/1C-RkWF3f_Ojakpf9bYkg91BMAN_9G1f0

Vancouver

Жукова ГК. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ СПБГУ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ. 2020. Работа представлена на Международная конференция по естественным и гуманитарным наукам «Science SPbU – 2020», Санкт-Петербург, Российская Федерация.

Author

Жукова, Галина Константиновна. / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ СПБГУ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ. Работа представлена на Международная конференция по естественным и гуманитарным наукам «Science SPbU – 2020», Санкт-Петербург, Российская Федерация.2 стр.

BibTeX

@conference{68eecf8632ca4fd583f8113359326416,
title = "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ СПБГУ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ",
abstract = "В 2020-м г. позиции СПбГУ в международном рейтинге QS укрепились: 225-е место в общем рейтинге и 103-е в широкой предметной области Arts and Humanities. 1. Продвижение вузов в международных рейтингах традиционно увязывают с ростом количества научных публикаций. Однако, согласно методологии QS, при оценке качества обучения по творческим направлениям (Art and Design и Performing Arts) публикационная активность не учитывается. Рейтинг определяют два критерия - репутация среди работодателей и академическая репутации. На этом направлении следует сосредоточить усилия коллектива и ресурсы.2. Оба показателя СПбГУ улучшил в 2020 г. (https://www.topuniversities.com/universities/saint-petersburg-state-university). На данный момент продвижение в иных предметных областях также основывается на академической репутации СПбГУ, т.к. качественные показатели публикационной активности (среднее количество цитирований на публикацию и индекс Хирша) недостаточно высоки. 3. Еще один важный показатель для вуза в целом - Faculty-Student Ratio (соотношение числа преподавателей и студентов). Чем меньше студентов на одного преподавателя – тем он выше. Однако, в последние годы он планомерно снижался - во исполнение Распоряжения Правительства РФ от 30.04.2014 № 722-р «О плане мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности образования и науки» https://kpfu.ru/portal/docs/F356272503/PP.RF.ot.17.03.2015._.234_red..ot.29.06.2015.pdf). В разделе V пункта 3 разработчиками данного документа установлена целевая динамика роста численности обучающихся по программам высшего образования в расчете на одного работника профессорско-преподавательского состава. Согласно Распоряжению, еще в 2018 году соотношение должно было составить 12 студентов на 1 преподавателя, а доля АУП и УВП – 37 процентов от общей штатной численности. Подобного рода соотношение характерно для вузов, находящихся за пределами первой сотни мировых рейтингов. FSR Кембриджа (11,2) и Оксфорда (10,3) не должны вводить нас в заблуждение, поскольку их методика подсчета имеет ряд серьезных отличий:- в Великобритании в качестве преподавателей (Faculty) учитываются только профессора и лекторы (аналог доцентов в РФ), а в качестве студентов — все обучающиеся, включая аспирантов (https://www.thecompleteuniversityguide.co.uk/league-tables/rankings/arts-music-institutions?tabletype=full-table);- на одного профессора приходится значительное количество ассистентов и постдоков, выполняющих большую часть рутинной учебной работы, отражающихся в статистике не как преподаватели, а как обучающиеся. Таким образом, соотношение 1 к 12-ти (плюс аспиранты), рассчитанное согласно российским правилам статистической отчетности, будет выглядеть значительно уязвимее, чем даже 1 к 20-ти - в случае, если опираться на британский подход; - согласно ФГОС, преподаватели с ученой степенью (в зарубежной статистике - профессора и лекторы) должны составлять не менее 60% от общего числа ППС. С учетом этого факта наше соотношение 1 к 12-ти следует еще и разделить на 0,6, что даст не 12, а уже 20 студентов - на одного преподавателя c ученой степенью. ПРОБЛЕМЫ:Игнорирование различий в методике подсчета FSR привело к значительным сокращениям ставок ППС. Учебная (аудиторная) нагрузка оставшихся ППС может составлять до 900 часов для всех, включая профессоров, что в 4‒5 раз выше, чем у зарубежных коллег. Подобное противоречие в действиях учредителя ведет к снижению позиций в рейтингах.В работе образовательных программ в области искусств, для которых показатель FSR 1/12 тем более не приемлем. В структуре наших учебных планов предусмотрен больший по сравнению с другими направлениями объем индивидуальных занятий, т.к. обучение организовано по принципу индивидуальной или коллективной проектной работы в творческих мастерских (классах). Эффективный для нас показатель - 1/4.Преподаватели творческих дисциплин обязаны быть профессионалами-практиками, ведущими не только учебную, но и творческую работу (подготовка концертных программ, создание художественных произведений, экспертная работа в жюри конкурсов, актерская/режиссерская работа и т.д.) – в противном случае их квалификация не является достаточной для работы на мировом уровне. Негативно на эффективность и результативность работы творческих программ влияет и резкое сокращение учебно-вспомогательного персонала: в результате рутинные задачи (сверх учебной, учебно-методической, экспертной, научной и иной работы), вынуждены выполнять сами преподаватели. «Умная оптимизация» рабочих процессов и документооборота, «регуляторная гильотина» остро необходима, в ином случае рост научной/творческой/учебно-методической продуктивности НПР невозможен. МЕРЫ: Анализ отзывов экспертов QS за 2019 г. указывал на недостаточное количество откликов зарубежных коллег - как в академическом сообществе, так и среди работодателей. В этой связи усилия были сосредоточены на вовлечение международных образовательных институций в орбиту СПбГУ. В рамках VIII СПб МКФ состоялась стратегическая сессия «Экосистема творческого образования в сфере сценических искусств» при участии ведущих вузов (топ-50 QS в сфере Performing Arts). Мероприятие стало лидером программы секции «Образование» по количеству участников и зарубежных спикеров. В 2020 г. расширилась линейка образовательных программ в области музыкального искусства, продолжено сотрудничество с Университетом Цукуба (Япония), творческие образовательные программы были презентованы в рамках работы Представительства СПбГУ в Испании. Количество иностранных абитуриентов и обучающихся по творческим направлениям в СПбГУ значительно выросло, что найдет отражение в международных рейтингах. Заключено соглашение о сотрудничестве с МГК им. П.И. Чайковского – топ-50 рейтинга QS - основа для совместных творческих и образовательных проектов, в т.ч. в сетевой форм. Важно, чтобы указанные выше меры были поддержаны институционально и обеспечены необходимыми ресурсами. ",
author = "Жукова, {Галина Константиновна}",
year = "2020",
month = dec,
day = "25",
language = "русский",
note = "Международная конференция по естественным и гуманитарным наукам «Science SPbU – 2020», Science SPbU – 2020 ; Conference date: 25-12-2020 Through 25-12-2020",
url = "https://drive.google.com/drive/folders/125FrtvC8KWiLCKoNk9xg7DinT10Vi53G?usp=sharing, https://events.spbu.ru/events/science-spbu",

}

RIS

TY - CONF

T1 - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ СПБГУ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

AU - Жукова, Галина Константиновна

PY - 2020/12/25

Y1 - 2020/12/25

N2 - В 2020-м г. позиции СПбГУ в международном рейтинге QS укрепились: 225-е место в общем рейтинге и 103-е в широкой предметной области Arts and Humanities. 1. Продвижение вузов в международных рейтингах традиционно увязывают с ростом количества научных публикаций. Однако, согласно методологии QS, при оценке качества обучения по творческим направлениям (Art and Design и Performing Arts) публикационная активность не учитывается. Рейтинг определяют два критерия - репутация среди работодателей и академическая репутации. На этом направлении следует сосредоточить усилия коллектива и ресурсы.2. Оба показателя СПбГУ улучшил в 2020 г. (https://www.topuniversities.com/universities/saint-petersburg-state-university). На данный момент продвижение в иных предметных областях также основывается на академической репутации СПбГУ, т.к. качественные показатели публикационной активности (среднее количество цитирований на публикацию и индекс Хирша) недостаточно высоки. 3. Еще один важный показатель для вуза в целом - Faculty-Student Ratio (соотношение числа преподавателей и студентов). Чем меньше студентов на одного преподавателя – тем он выше. Однако, в последние годы он планомерно снижался - во исполнение Распоряжения Правительства РФ от 30.04.2014 № 722-р «О плане мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности образования и науки» https://kpfu.ru/portal/docs/F356272503/PP.RF.ot.17.03.2015._.234_red..ot.29.06.2015.pdf). В разделе V пункта 3 разработчиками данного документа установлена целевая динамика роста численности обучающихся по программам высшего образования в расчете на одного работника профессорско-преподавательского состава. Согласно Распоряжению, еще в 2018 году соотношение должно было составить 12 студентов на 1 преподавателя, а доля АУП и УВП – 37 процентов от общей штатной численности. Подобного рода соотношение характерно для вузов, находящихся за пределами первой сотни мировых рейтингов. FSR Кембриджа (11,2) и Оксфорда (10,3) не должны вводить нас в заблуждение, поскольку их методика подсчета имеет ряд серьезных отличий:- в Великобритании в качестве преподавателей (Faculty) учитываются только профессора и лекторы (аналог доцентов в РФ), а в качестве студентов — все обучающиеся, включая аспирантов (https://www.thecompleteuniversityguide.co.uk/league-tables/rankings/arts-music-institutions?tabletype=full-table);- на одного профессора приходится значительное количество ассистентов и постдоков, выполняющих большую часть рутинной учебной работы, отражающихся в статистике не как преподаватели, а как обучающиеся. Таким образом, соотношение 1 к 12-ти (плюс аспиранты), рассчитанное согласно российским правилам статистической отчетности, будет выглядеть значительно уязвимее, чем даже 1 к 20-ти - в случае, если опираться на британский подход; - согласно ФГОС, преподаватели с ученой степенью (в зарубежной статистике - профессора и лекторы) должны составлять не менее 60% от общего числа ППС. С учетом этого факта наше соотношение 1 к 12-ти следует еще и разделить на 0,6, что даст не 12, а уже 20 студентов - на одного преподавателя c ученой степенью. ПРОБЛЕМЫ:Игнорирование различий в методике подсчета FSR привело к значительным сокращениям ставок ППС. Учебная (аудиторная) нагрузка оставшихся ППС может составлять до 900 часов для всех, включая профессоров, что в 4‒5 раз выше, чем у зарубежных коллег. Подобное противоречие в действиях учредителя ведет к снижению позиций в рейтингах.В работе образовательных программ в области искусств, для которых показатель FSR 1/12 тем более не приемлем. В структуре наших учебных планов предусмотрен больший по сравнению с другими направлениями объем индивидуальных занятий, т.к. обучение организовано по принципу индивидуальной или коллективной проектной работы в творческих мастерских (классах). Эффективный для нас показатель - 1/4.Преподаватели творческих дисциплин обязаны быть профессионалами-практиками, ведущими не только учебную, но и творческую работу (подготовка концертных программ, создание художественных произведений, экспертная работа в жюри конкурсов, актерская/режиссерская работа и т.д.) – в противном случае их квалификация не является достаточной для работы на мировом уровне. Негативно на эффективность и результативность работы творческих программ влияет и резкое сокращение учебно-вспомогательного персонала: в результате рутинные задачи (сверх учебной, учебно-методической, экспертной, научной и иной работы), вынуждены выполнять сами преподаватели. «Умная оптимизация» рабочих процессов и документооборота, «регуляторная гильотина» остро необходима, в ином случае рост научной/творческой/учебно-методической продуктивности НПР невозможен. МЕРЫ: Анализ отзывов экспертов QS за 2019 г. указывал на недостаточное количество откликов зарубежных коллег - как в академическом сообществе, так и среди работодателей. В этой связи усилия были сосредоточены на вовлечение международных образовательных институций в орбиту СПбГУ. В рамках VIII СПб МКФ состоялась стратегическая сессия «Экосистема творческого образования в сфере сценических искусств» при участии ведущих вузов (топ-50 QS в сфере Performing Arts). Мероприятие стало лидером программы секции «Образование» по количеству участников и зарубежных спикеров. В 2020 г. расширилась линейка образовательных программ в области музыкального искусства, продолжено сотрудничество с Университетом Цукуба (Япония), творческие образовательные программы были презентованы в рамках работы Представительства СПбГУ в Испании. Количество иностранных абитуриентов и обучающихся по творческим направлениям в СПбГУ значительно выросло, что найдет отражение в международных рейтингах. Заключено соглашение о сотрудничестве с МГК им. П.И. Чайковского – топ-50 рейтинга QS - основа для совместных творческих и образовательных проектов, в т.ч. в сетевой форм. Важно, чтобы указанные выше меры были поддержаны институционально и обеспечены необходимыми ресурсами.

AB - В 2020-м г. позиции СПбГУ в международном рейтинге QS укрепились: 225-е место в общем рейтинге и 103-е в широкой предметной области Arts and Humanities. 1. Продвижение вузов в международных рейтингах традиционно увязывают с ростом количества научных публикаций. Однако, согласно методологии QS, при оценке качества обучения по творческим направлениям (Art and Design и Performing Arts) публикационная активность не учитывается. Рейтинг определяют два критерия - репутация среди работодателей и академическая репутации. На этом направлении следует сосредоточить усилия коллектива и ресурсы.2. Оба показателя СПбГУ улучшил в 2020 г. (https://www.topuniversities.com/universities/saint-petersburg-state-university). На данный момент продвижение в иных предметных областях также основывается на академической репутации СПбГУ, т.к. качественные показатели публикационной активности (среднее количество цитирований на публикацию и индекс Хирша) недостаточно высоки. 3. Еще один важный показатель для вуза в целом - Faculty-Student Ratio (соотношение числа преподавателей и студентов). Чем меньше студентов на одного преподавателя – тем он выше. Однако, в последние годы он планомерно снижался - во исполнение Распоряжения Правительства РФ от 30.04.2014 № 722-р «О плане мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности образования и науки» https://kpfu.ru/portal/docs/F356272503/PP.RF.ot.17.03.2015._.234_red..ot.29.06.2015.pdf). В разделе V пункта 3 разработчиками данного документа установлена целевая динамика роста численности обучающихся по программам высшего образования в расчете на одного работника профессорско-преподавательского состава. Согласно Распоряжению, еще в 2018 году соотношение должно было составить 12 студентов на 1 преподавателя, а доля АУП и УВП – 37 процентов от общей штатной численности. Подобного рода соотношение характерно для вузов, находящихся за пределами первой сотни мировых рейтингов. FSR Кембриджа (11,2) и Оксфорда (10,3) не должны вводить нас в заблуждение, поскольку их методика подсчета имеет ряд серьезных отличий:- в Великобритании в качестве преподавателей (Faculty) учитываются только профессора и лекторы (аналог доцентов в РФ), а в качестве студентов — все обучающиеся, включая аспирантов (https://www.thecompleteuniversityguide.co.uk/league-tables/rankings/arts-music-institutions?tabletype=full-table);- на одного профессора приходится значительное количество ассистентов и постдоков, выполняющих большую часть рутинной учебной работы, отражающихся в статистике не как преподаватели, а как обучающиеся. Таким образом, соотношение 1 к 12-ти (плюс аспиранты), рассчитанное согласно российским правилам статистической отчетности, будет выглядеть значительно уязвимее, чем даже 1 к 20-ти - в случае, если опираться на британский подход; - согласно ФГОС, преподаватели с ученой степенью (в зарубежной статистике - профессора и лекторы) должны составлять не менее 60% от общего числа ППС. С учетом этого факта наше соотношение 1 к 12-ти следует еще и разделить на 0,6, что даст не 12, а уже 20 студентов - на одного преподавателя c ученой степенью. ПРОБЛЕМЫ:Игнорирование различий в методике подсчета FSR привело к значительным сокращениям ставок ППС. Учебная (аудиторная) нагрузка оставшихся ППС может составлять до 900 часов для всех, включая профессоров, что в 4‒5 раз выше, чем у зарубежных коллег. Подобное противоречие в действиях учредителя ведет к снижению позиций в рейтингах.В работе образовательных программ в области искусств, для которых показатель FSR 1/12 тем более не приемлем. В структуре наших учебных планов предусмотрен больший по сравнению с другими направлениями объем индивидуальных занятий, т.к. обучение организовано по принципу индивидуальной или коллективной проектной работы в творческих мастерских (классах). Эффективный для нас показатель - 1/4.Преподаватели творческих дисциплин обязаны быть профессионалами-практиками, ведущими не только учебную, но и творческую работу (подготовка концертных программ, создание художественных произведений, экспертная работа в жюри конкурсов, актерская/режиссерская работа и т.д.) – в противном случае их квалификация не является достаточной для работы на мировом уровне. Негативно на эффективность и результативность работы творческих программ влияет и резкое сокращение учебно-вспомогательного персонала: в результате рутинные задачи (сверх учебной, учебно-методической, экспертной, научной и иной работы), вынуждены выполнять сами преподаватели. «Умная оптимизация» рабочих процессов и документооборота, «регуляторная гильотина» остро необходима, в ином случае рост научной/творческой/учебно-методической продуктивности НПР невозможен. МЕРЫ: Анализ отзывов экспертов QS за 2019 г. указывал на недостаточное количество откликов зарубежных коллег - как в академическом сообществе, так и среди работодателей. В этой связи усилия были сосредоточены на вовлечение международных образовательных институций в орбиту СПбГУ. В рамках VIII СПб МКФ состоялась стратегическая сессия «Экосистема творческого образования в сфере сценических искусств» при участии ведущих вузов (топ-50 QS в сфере Performing Arts). Мероприятие стало лидером программы секции «Образование» по количеству участников и зарубежных спикеров. В 2020 г. расширилась линейка образовательных программ в области музыкального искусства, продолжено сотрудничество с Университетом Цукуба (Япония), творческие образовательные программы были презентованы в рамках работы Представительства СПбГУ в Испании. Количество иностранных абитуриентов и обучающихся по творческим направлениям в СПбГУ значительно выросло, что найдет отражение в международных рейтингах. Заключено соглашение о сотрудничестве с МГК им. П.И. Чайковского – топ-50 рейтинга QS - основа для совместных творческих и образовательных проектов, в т.ч. в сетевой форм. Важно, чтобы указанные выше меры были поддержаны институционально и обеспечены необходимыми ресурсами.

M3 - материалы

T2 - Международная конференция по естественным и гуманитарным наукам «Science SPbU – 2020»

Y2 - 25 December 2020 through 25 December 2020

ER -

ID: 75330179