Включенность в интернет-коммуникации, активность и креативность
в них рассмотрены в статье как показатели развитости сетевых и потоковых структур. Данные эмпирического исследования (телефонный опрос среди жителей Москвы, Санкт-Петербурга и Свердловской области, февраль–март 2020 г.) дают основание полагать, что эти структуры – устойчивые и широко распространенные паттерны общественной жизни. Уровень развития этих структур в разных сегментах общества неодинаков.
Социальные структуры, обнаруживаемые при помощи показателей включенности, активности, креативности в сетевых коммуникациях, больше развиты в мегаполисах, в большей степени создаются и используются молодежью и людьми, относящимися к средним стратам. Больше участвуя в сетевых коммуникациях и генерируя интенсивные потоки обновляемого контента, представители этих социальных групп наращивают собственный виртуальный капитал. Дифференциация социальных групп по критерию
объема виртуального капитала является новой формой неравенства. По отношению к неравенству, получившему в конце прошлого века название «цифровой разрыв», новая форма предстает как цифровой разрыв второго рода, когда доступ к дополнительным ресурсам зависит не просто от включенности в коммуникационные сети, а от активности и креативности в них.