Соблюдение правил этикета в вузе является условием продуктивности процесса обучения и благоприятного психологического климата. Преобразования в системе высшего образования актуализируют изучение представлений участников учебного процесса об этикетном поведении в вузе. Цель исследования состоит в выявлении общего и специфи-ческого в представлениях об этикетном поведении у студентов и преподавателей вузов. Методы. В исследовании приняли участие 69 преподавателей и 141 студент российских вузов. Использованы показатели этикетного поведения, полученные посредством авторской анкеты и опросника «Оценка значимости функций этикета» О. И. Даниленко. Обработка проводилась посредством первичных статистик, частотного анализа, коэффициента ран-говой корреляции Спирмена, U-критерия Манна – Уитни. Результаты. Получены результаты, отвечающие новизне цели исследования. Значительно большее число студентов, по срав-нению с преподавателями, считает, что студенты всегда или часто соблюдают традицион-ные правила вузовского этикета. При этом и студенты, и преподаватели высоко оценивают этикетное поведение студентов по этому показателю. В обеих выборках подавляющее большинство респондентов не видят необходимости в строгом соблюдении дресс-кода, при этом преподавателю более, чем студенту, рекомендуют придерживаться делового стиля в одежде. Не выявлено различий между студентами и преподавателями в отношении к институционализации этикетных предписаний: за включение правил этикета в устав вуза и для студентов, и для преподавателей высказались примерно половина опрошенных сту-дентов и преподавателей. Студенты и преподаватели высоко оценивают значимость всех функций этикета. Выявлено сходство в иерархическом распределении субъективной зна-чимости функций этикета в выборках. Обнаруженные различия в оценках функций этикета соответствуют возрастным и статусным характеристикам студентов и преподавателей. Обсуждение результатов.В целом в представлениях об этикетном поведении у студентов и преподавателей обнаружено больше общего, чем различий. В обеих группах выявлено признание значимости вузовского этикета.
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)64-77
ЖурналРОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Том18
Номер выпуска4
СостояниеОпубликовано - 2021

ID: 91696881