Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Некоторые представления о прошлом в школьном образовании современного Таджикистана. / Болашенкова, Екатерина Александровна.
в: Кунсткамера, Том 25, № 3, 10.2024, стр. 207-223.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Некоторые представления о прошлом в школьном образовании современного Таджикистана
AU - Болашенкова, Екатерина Александровна
N1 - DOI 10.31250/2618-8619-2024-3(25)-207-223 УДК 37(575.3)
PY - 2024/10
Y1 - 2024/10
N2 - Статья посвящена школьным учебникам отечественной и всемирной истории, изданным в Республике Таджикистан после 2000 г. Особое внимание уделяется представлениям авторов учебников о древнем и средневековом периодах. Рассматриваются возросшее в последние десятилетия внимание к иранской мифологии, археологии, доисламской культуре и зороастризму, а также характерное для сегодняшнего Таджикистана переплетение в повествовании исторического и легендарного. Кроме того, значительный объем материала в новых учебниках посвящен эпохе Саманидов (IX–X вв.), нередко называемой в постсоветском Таджикистане «золотым веком». Все это является частью процесса нациестроительства, развернувшегося в Таджикистане в постсоветские годы. В связи с этим заслуживают отдельного внимания соответствующие главы учебников. Предпринимается попытка сравнения новых учебников с советскими, анализируется смещение акцентов в изложении исторических событий, демонстрируется смещение фокуса со всемирной истории на историю таджикского народа, отмечается изменение отношения граждан к тем или иным историческим фигурам. В качестве источников использовались учебники истории для средней школы, приобретенные в книжных магазинах Душанбе в 2014–2015 гг., работы специалистов в области образования и исследований проблем исторической памяти, привлечены также материалы интервью — представления о прошлом и воспоминания о школьных уроках как постсоветских школьников, выпускников и студентов, так и представителей старшего поколения, связанных с системой науки и образования страны.
AB - Статья посвящена школьным учебникам отечественной и всемирной истории, изданным в Республике Таджикистан после 2000 г. Особое внимание уделяется представлениям авторов учебников о древнем и средневековом периодах. Рассматриваются возросшее в последние десятилетия внимание к иранской мифологии, археологии, доисламской культуре и зороастризму, а также характерное для сегодняшнего Таджикистана переплетение в повествовании исторического и легендарного. Кроме того, значительный объем материала в новых учебниках посвящен эпохе Саманидов (IX–X вв.), нередко называемой в постсоветском Таджикистане «золотым веком». Все это является частью процесса нациестроительства, развернувшегося в Таджикистане в постсоветские годы. В связи с этим заслуживают отдельного внимания соответствующие главы учебников. Предпринимается попытка сравнения новых учебников с советскими, анализируется смещение акцентов в изложении исторических событий, демонстрируется смещение фокуса со всемирной истории на историю таджикского народа, отмечается изменение отношения граждан к тем или иным историческим фигурам. В качестве источников использовались учебники истории для средней школы, приобретенные в книжных магазинах Душанбе в 2014–2015 гг., работы специалистов в области образования и исследований проблем исторической памяти, привлечены также материалы интервью — представления о прошлом и воспоминания о школьных уроках как постсоветских школьников, выпускников и студентов, так и представителей старшего поколения, связанных с системой науки и образования страны.
KW - история
KW - историческая память
KW - историческая политика
KW - Таджикистан
KW - memory studies
UR - https://journal.kunstkamera.ru/archive/2024_nomer_3_25/bolashenkova_e_a_nekotorye_predstavleniya_o_proshlom_v_shkolnom_obrazovanii_sovremennogo_tadzhikistana
U2 - 10.31250/2618-8619-2024-3(25)-207-223
DO - 10.31250/2618-8619-2024-3(25)-207-223
M3 - статья
VL - 25
SP - 207
EP - 223
JO - Кунсткамера
JF - Кунсткамера
SN - 2618-8619
IS - 3
ER -
ID: 126223723