Standard

Некоторые представления о прошлом в школьном образовании современного Таджикистана. / Болашенкова, Екатерина Александровна.

в: Кунсткамера, Том 25, № 3, 10.2024, стр. 207-223.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{545bd7dd1ff34d898e6dd3a2137ba3f2,
title = "Некоторые представления о прошлом в школьном образовании современного Таджикистана",
abstract = "Статья посвящена школьным учебникам отечественной и всемирной истории, изданным в Республике Таджикистан после 2000 г. Особое внимание уделяется представлениям авторов учебников о древнем и средневековом периодах. Рассматриваются возросшее в последние десятилетия внимание к иранской мифологии, археологии, доисламской культуре и зороастризму, а также характерное для сегодняшнего Таджикистана переплетение в повествовании исторического и легендарного. Кроме того, значительный объем материала в новых учебниках посвящен эпохе Саманидов (IX–X вв.), нередко называемой в постсоветском Таджикистане «золотым веком». Все это является частью процесса нациестроительства, развернувшегося в Таджикистане в постсоветские годы. В связи с этим заслуживают отдельного внимания соответствующие главы учебников. Предпринимается попытка сравнения новых учебников с советскими, анализируется смещение акцентов в изложении исторических событий, демонстрируется смещение фокуса со всемирной истории на историю таджикского народа, отмечается изменение отношения граждан к тем или иным историческим фигурам. В качестве источников использовались учебники истории для средней школы, приобретенные в книжных магазинах Душанбе в 2014–2015 гг., работы специалистов в области образования и исследований проблем исторической памяти, привлечены также материалы интервью — представления о прошлом и воспоминания о школьных уроках как постсоветских школьников, выпускников и студентов, так и представителей старшего поколения, связанных с системой науки и образования страны. ",
keywords = "история, историческая память, историческая политика, Таджикистан, memory studies",
author = "Болашенкова, {Екатерина Александровна}",
note = "DOI 10.31250/2618-8619-2024-3(25)-207-223 УДК 37(575.3)",
year = "2024",
month = oct,
doi = "10.31250/2618-8619-2024-3(25)-207-223",
language = "русский",
volume = "25",
pages = "207--223",
journal = "Кунсткамера",
issn = "2618-8619",
publisher = "Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамера) ",
number = "3",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Некоторые представления о прошлом в школьном образовании современного Таджикистана

AU - Болашенкова, Екатерина Александровна

N1 - DOI 10.31250/2618-8619-2024-3(25)-207-223 УДК 37(575.3)

PY - 2024/10

Y1 - 2024/10

N2 - Статья посвящена школьным учебникам отечественной и всемирной истории, изданным в Республике Таджикистан после 2000 г. Особое внимание уделяется представлениям авторов учебников о древнем и средневековом периодах. Рассматриваются возросшее в последние десятилетия внимание к иранской мифологии, археологии, доисламской культуре и зороастризму, а также характерное для сегодняшнего Таджикистана переплетение в повествовании исторического и легендарного. Кроме того, значительный объем материала в новых учебниках посвящен эпохе Саманидов (IX–X вв.), нередко называемой в постсоветском Таджикистане «золотым веком». Все это является частью процесса нациестроительства, развернувшегося в Таджикистане в постсоветские годы. В связи с этим заслуживают отдельного внимания соответствующие главы учебников. Предпринимается попытка сравнения новых учебников с советскими, анализируется смещение акцентов в изложении исторических событий, демонстрируется смещение фокуса со всемирной истории на историю таджикского народа, отмечается изменение отношения граждан к тем или иным историческим фигурам. В качестве источников использовались учебники истории для средней школы, приобретенные в книжных магазинах Душанбе в 2014–2015 гг., работы специалистов в области образования и исследований проблем исторической памяти, привлечены также материалы интервью — представления о прошлом и воспоминания о школьных уроках как постсоветских школьников, выпускников и студентов, так и представителей старшего поколения, связанных с системой науки и образования страны.

AB - Статья посвящена школьным учебникам отечественной и всемирной истории, изданным в Республике Таджикистан после 2000 г. Особое внимание уделяется представлениям авторов учебников о древнем и средневековом периодах. Рассматриваются возросшее в последние десятилетия внимание к иранской мифологии, археологии, доисламской культуре и зороастризму, а также характерное для сегодняшнего Таджикистана переплетение в повествовании исторического и легендарного. Кроме того, значительный объем материала в новых учебниках посвящен эпохе Саманидов (IX–X вв.), нередко называемой в постсоветском Таджикистане «золотым веком». Все это является частью процесса нациестроительства, развернувшегося в Таджикистане в постсоветские годы. В связи с этим заслуживают отдельного внимания соответствующие главы учебников. Предпринимается попытка сравнения новых учебников с советскими, анализируется смещение акцентов в изложении исторических событий, демонстрируется смещение фокуса со всемирной истории на историю таджикского народа, отмечается изменение отношения граждан к тем или иным историческим фигурам. В качестве источников использовались учебники истории для средней школы, приобретенные в книжных магазинах Душанбе в 2014–2015 гг., работы специалистов в области образования и исследований проблем исторической памяти, привлечены также материалы интервью — представления о прошлом и воспоминания о школьных уроках как постсоветских школьников, выпускников и студентов, так и представителей старшего поколения, связанных с системой науки и образования страны.

KW - история

KW - историческая память

KW - историческая политика

KW - Таджикистан

KW - memory studies

UR - https://journal.kunstkamera.ru/archive/2024_nomer_3_25/bolashenkova_e_a_nekotorye_predstavleniya_o_proshlom_v_shkolnom_obrazovanii_sovremennogo_tadzhikistana

U2 - 10.31250/2618-8619-2024-3(25)-207-223

DO - 10.31250/2618-8619-2024-3(25)-207-223

M3 - статья

VL - 25

SP - 207

EP - 223

JO - Кунсткамера

JF - Кунсткамера

SN - 2618-8619

IS - 3

ER -

ID: 126223723