Результаты исследований: Материалы конференций › тезисы
Пятилетка за три года: как российские СМИ становились социально-ответственными. / Шеваренкова, Анастасия Владимировна.
2021. Реферат от XXVIII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных "Ломоносов-2021", Москва, Российская Федерация.Результаты исследований: Материалы конференций › тезисы
}
TY - CONF
T1 - Пятилетка за три года: как российские СМИ становились социально-ответственными
AU - Шеваренкова, Анастасия Владимировна
N1 - Conference code: XXVIII
PY - 2021/4
Y1 - 2021/4
N2 - Вплоть до Октябрьской революции российская пресса, несмотря на своё отставание,развивалась в общеевропейском русле. Любое политическое объединение: кружок, партияили движение - сопровождалось выпуском своей если не газеты, то листовки.Итоги революции 1905 года по своему вкладу в развитие прессы сравнимы с итогамиВеликой Французской революции, а Временные правила о печати [1] 1905-1906 годов сравнимы в вопросе медиа с Декларацией прав и свобод человека и гражданина[2]. Во многомценности свободы только декларировались, но признание их как стандарта само по себеявлялось значительным шагом - доказательством этого является значительное количествоСМИ, зарегистрировавшихся в Российской империи в период с 1905-ого по 1907-ой год.После 1922 года пресса вернулась к своему до-свободному состоянию, приостановивразвитие вплоть до эпохи гласности. В это же время в Европе СМИ в качестве четвёртойвласти переживали кризис, впервые поставив под сомнение самоценность свободы.Многочисленные злоупотребления прессы своей властью и субъективизм журналистовпривели к необходимости поиска новой модели отношений между прессой и обществом.Этим занялась комиссия по свободе прессы, созванная Генри Льюисом, американскимжурналистом, в 1943 году. Доклад [3] был опубликован в 1947 году.Доклад ставил под сомнение самоценность свободы медиа и провозглашал в качествеидеала принципиально новую модель - модель социально-ответственных СМИ. Социально-ответственные СМИ должны были сохранить в себе все преимущества свободных СМИ:наблюдение за властью, рупор для частных мнений - и при этом включить в себя такиеутилитарные концепции, как забота о последствиях своих действий. В качестве управления СМИ комиссия предлагала самоорганизацию с сохранением права государства навмешательство в крайних случаях.Модель была оценена сообществом положительно. Её положения закреплены на Втором Всемирном Конгрессе Международной Федерации журналистов в Бордо 25-28 апреля1954 года (усовершенствованы в 1986 году) [4]. В настоящий момент — это самая распространённая модель.В 1992 году в России состоялся съезд журналистов Российской Федерации, на котором был создан Союз журналистов РФ, ставший правопреемником Союза журналистовРСФСР. Однако это событие не стало началом социально-ответственных СМИ в России.Несмотря на то, что отдельные медиа-холдинги перенимали модель социальной журналистики, после отмены цензуры в 1991 году основной моделью поведения СМИ стала модель свободных медиа. Пресса набирает влияние и становится одним из рычаговвлияния на выборах 1996 года. После 2004 года медиа в массе своей постепенно теряютполитическую независимость, но остаются мощным методом воздействия.Все эти факторы приводят к созданию в 2005 году Общественной коллегии по жалобамна прессу, которая, перенимая европейские практики, со своего основания - как становитсяочевидно из названия - декларировала ответственность медиа перед обществом.Коллегия была создана согласием более 80 редакций, но превращение социальной модели в общий идеал журналистского поведения в России остаётся открытым вопросом.
AB - Вплоть до Октябрьской революции российская пресса, несмотря на своё отставание,развивалась в общеевропейском русле. Любое политическое объединение: кружок, партияили движение - сопровождалось выпуском своей если не газеты, то листовки.Итоги революции 1905 года по своему вкладу в развитие прессы сравнимы с итогамиВеликой Французской революции, а Временные правила о печати [1] 1905-1906 годов сравнимы в вопросе медиа с Декларацией прав и свобод человека и гражданина[2]. Во многомценности свободы только декларировались, но признание их как стандарта само по себеявлялось значительным шагом - доказательством этого является значительное количествоСМИ, зарегистрировавшихся в Российской империи в период с 1905-ого по 1907-ой год.После 1922 года пресса вернулась к своему до-свободному состоянию, приостановивразвитие вплоть до эпохи гласности. В это же время в Европе СМИ в качестве четвёртойвласти переживали кризис, впервые поставив под сомнение самоценность свободы.Многочисленные злоупотребления прессы своей властью и субъективизм журналистовпривели к необходимости поиска новой модели отношений между прессой и обществом.Этим занялась комиссия по свободе прессы, созванная Генри Льюисом, американскимжурналистом, в 1943 году. Доклад [3] был опубликован в 1947 году.Доклад ставил под сомнение самоценность свободы медиа и провозглашал в качествеидеала принципиально новую модель - модель социально-ответственных СМИ. Социально-ответственные СМИ должны были сохранить в себе все преимущества свободных СМИ:наблюдение за властью, рупор для частных мнений - и при этом включить в себя такиеутилитарные концепции, как забота о последствиях своих действий. В качестве управления СМИ комиссия предлагала самоорганизацию с сохранением права государства навмешательство в крайних случаях.Модель была оценена сообществом положительно. Её положения закреплены на Втором Всемирном Конгрессе Международной Федерации журналистов в Бордо 25-28 апреля1954 года (усовершенствованы в 1986 году) [4]. В настоящий момент — это самая распространённая модель.В 1992 году в России состоялся съезд журналистов Российской Федерации, на котором был создан Союз журналистов РФ, ставший правопреемником Союза журналистовРСФСР. Однако это событие не стало началом социально-ответственных СМИ в России.Несмотря на то, что отдельные медиа-холдинги перенимали модель социальной журналистики, после отмены цензуры в 1991 году основной моделью поведения СМИ стала модель свободных медиа. Пресса набирает влияние и становится одним из рычаговвлияния на выборах 1996 года. После 2004 года медиа в массе своей постепенно теряютполитическую независимость, но остаются мощным методом воздействия.Все эти факторы приводят к созданию в 2005 году Общественной коллегии по жалобамна прессу, которая, перенимая европейские практики, со своего основания - как становитсяочевидно из названия - декларировала ответственность медиа перед обществом.Коллегия была создана согласием более 80 редакций, но превращение социальной модели в общий идеал журналистского поведения в России остаётся открытым вопросом.
KW - этическая комиссия
KW - социально-ответственные сми
M3 - тезисы
T2 - XXVIII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных "Ломоносов-2021"
Y2 - 12 April 2021 through 23 April 2021
ER -
ID: 84502949