В статье рассматривается идея кризиса западной цивилизации. Показано, что она имеет разный смысл в концепции О. Шпенглера и в русской философии XIX - начала ХХ в. Для Шпенглера «закат западного мира» - это вполне закономерный процесс угасания одной локальной цивилизации, на место которой придут другие. Согласно представлениям известнейших русских мыслителей (Ф. Достоевский, Л. Толстой, Вл. Соловьев и др.) в истории происходит постепенно раскрытие божественной сущности человека и человечества, поэтому у всех наций и цивилизаций один исторический путь, на котором возможно непрерывное духовное и культурное совершенствование. Такая модель развития цивилизации была создана немецким романтизмом и немецкой философией начала XIX в. Ей противостояла в истории модель Просвещения (либеральная модель), которая отрицает у человека бесконечную духовную сущность и предполагает, что человек полностью подчинен законам природы и не имеет подлинной свободы. На основании идей Г. фон Кайзерлинга показано, что модель Просвещения наиболее полно была реализована в общественной жизни США, и это привело к возникновению особой формы тоталитаризма, основанного на подавлении духовной самостоятельности личностей и господстве группового сознания. Перенесение этой модели на весь западный мир во второй половине ХХ в. привело его к радикальному духовному кризису, который можно преодолеть только вернувшись к альтернативной модели, созданной немецкими и русскими философами.