Результаты исследований: Материалы конференций › тезисы › Рецензирование
Процессы антиципации у детей с разным уровнем нарушения речи. / Черенкова, Людмила Викторовна; Соколова, Людмила Владимировна.
2019. 88 Реферат от IX Всероссийская (с международным участием) научная конференция, посвященная памяти проф. Н.Н. Трауготт., Санкт-Петербург, Российская Федерация.Результаты исследований: Материалы конференций › тезисы › Рецензирование
}
TY - CONF
T1 - Процессы антиципации у детей с разным уровнем нарушения речи.
AU - Черенкова, Людмила Викторовна
AU - Соколова, Людмила Владимировна
N1 - Conference code: 9
PY - 2019/11/11
Y1 - 2019/11/11
N2 - Одним из важных аспектов процесса антиципации является эффективность интеграции отдельных элементов текущей информации. Однако до сих пор остается дискуссионным вопрос о характере влияния глобальных и локальных элементов прайм-стимула на скорость и точность распознавания последующей информации. Нельзя не отметить, что исследования процессов формирования прайм-эффекта у детей дошкольного возраста с разным типом развития когнитивных и речевых функций единичны и мало систематизированы. В целях определения специфики реализации процессов антиципации у детей с различным неврологическим статусом проводили сравнение характеристик антиципационной деятельности у детей с типичным развитием (30 детей, из них 11 девочек, средний возраст 6,7+0,4 лет) и у детей с задержкой психического развития (22 ребенка (16 мальчиков и 6 девочек) с уровнем развития речи ОНР II-I и 24 ребенка (18 мальчиков и 6 девочек) — ОНР I, средний возраст — 6.3±0.5 лет). С помощью прайминг-парадигмы исследовали влияние предваряющей зрительной стимуляции на скорость и точность распознавания тестовых изображений в зависимости от интервала между тестовым и прайм-стимулами. В качестве тестовых стимулов использовали фигуры зверей, фигуры клякс разной конфигурации. В качестве прайм-стимулов в центре экрана компьютера предъявляли комбинированные изображения, содержащие тестовые стимулы, один как общий глобальный элемент изображения, второй как встроенный локальный элемент изображения. Полученные результаты позволили установить, что у детей с задержкой психического развития качественные нарушения процессов антиципации отмечены для детей, которые могут произносить только отдельные звуки. В этом случае отмечается полное отсутствие облегчающего влияния предваряющей зрительной информации на различение оформленных изображений (фигур зверей и клякс). В том случае, когда дети могли повторять и произносить самостоятельно отдельные слова, облегчающее влияние предваряющей зрительной информации на временные параметры различения отмечается только для знакомых, легко вербально кодируемых изображений (фигур зверей). С теоретической точки зрения эти данные свидетельствуют о нарушении процессов антиципации у детей с ЗПР и зависимости отклонения антиципирующих способностей от уровня речевого развития. Работа поддержана фондом РФФИ, проект № 17-06-00644-ОГН.
AB - Одним из важных аспектов процесса антиципации является эффективность интеграции отдельных элементов текущей информации. Однако до сих пор остается дискуссионным вопрос о характере влияния глобальных и локальных элементов прайм-стимула на скорость и точность распознавания последующей информации. Нельзя не отметить, что исследования процессов формирования прайм-эффекта у детей дошкольного возраста с разным типом развития когнитивных и речевых функций единичны и мало систематизированы. В целях определения специфики реализации процессов антиципации у детей с различным неврологическим статусом проводили сравнение характеристик антиципационной деятельности у детей с типичным развитием (30 детей, из них 11 девочек, средний возраст 6,7+0,4 лет) и у детей с задержкой психического развития (22 ребенка (16 мальчиков и 6 девочек) с уровнем развития речи ОНР II-I и 24 ребенка (18 мальчиков и 6 девочек) — ОНР I, средний возраст — 6.3±0.5 лет). С помощью прайминг-парадигмы исследовали влияние предваряющей зрительной стимуляции на скорость и точность распознавания тестовых изображений в зависимости от интервала между тестовым и прайм-стимулами. В качестве тестовых стимулов использовали фигуры зверей, фигуры клякс разной конфигурации. В качестве прайм-стимулов в центре экрана компьютера предъявляли комбинированные изображения, содержащие тестовые стимулы, один как общий глобальный элемент изображения, второй как встроенный локальный элемент изображения. Полученные результаты позволили установить, что у детей с задержкой психического развития качественные нарушения процессов антиципации отмечены для детей, которые могут произносить только отдельные звуки. В этом случае отмечается полное отсутствие облегчающего влияния предваряющей зрительной информации на различение оформленных изображений (фигур зверей и клякс). В том случае, когда дети могли повторять и произносить самостоятельно отдельные слова, облегчающее влияние предваряющей зрительной информации на временные параметры различения отмечается только для знакомых, легко вербально кодируемых изображений (фигур зверей). С теоретической точки зрения эти данные свидетельствуют о нарушении процессов антиципации у детей с ЗПР и зависимости отклонения антиципирующих способностей от уровня речевого развития. Работа поддержана фондом РФФИ, проект № 17-06-00644-ОГН.
M3 - тезисы
SP - 88
T2 - IX Всероссийская (с международным участием) научная конференция, посвященная памяти проф. Н.Н. Трауготт.
Y2 - 11 November 2019 through 13 November 2019
ER -
ID: 71551617