На сегодняшний день биполярное аффективное расстройство (БАР) является хроническим рецидивирующим заболеванием, которое входит в список двадцати основных медицинских причин снижения трудоспособности [1].
При БАР у пациентов диагностируются нарушения памяти, внимания, скорости обработки информации и исполнительных функций, которые не восстанавливаются до нормального уровня даже в периоды ремиссии [2]. В руководствах по лечению БАР отсутствуют рекомендации врачей по оценке и коррекции когнитивных нарушений у пациентов, также на сегодняшний день не существует апробированных методов диагностики этих изменений.
В исследовании Chrobak et al. [3] была совершена попытка изучить особенности когнитивных процессов у людей с БАР на примере задачи имплицитного научения последовательностям. Участников просили реагировать (например, нажатием клавиши) на последовательность стимулов, которые без ведома испытуемых предъявляются в определенном порядке. Блоки стимулов с заданной последовательностью обычно вложены в блоки со случайным порядком стимулов. Это позволяет сравнить изменение времени реакции (ВР) между повторяющейся последовательностью и случайным порядком стимулов. Изменение времени реакции между этими двумя последовательностями стимулов является индикатором имплицитного научения. Исследователи обнаружили, что паттерн имплицитного научения у группы с БАР отличается от паттерна имплицитного научения у здоровой контрольной группы.
В нашем исследовании мы хотим повторно проверить наличие обнаруженного в исследовании Chrobak et al. (2015) особого пат- терна имплицитного научения у людей с БАР, а также обучить модель машинного обучения, которая позволит выявлять наличие или отсутствие этого паттерна компьютеризированным способом. В дальнейшем подобную модель можно было бы использовать в дифференциальной диагностике.
Для контроля побочных переменных нами были разработаны определенные критерии для набора выборки:
Отсутствие выраженной депрессивной и маниакальной симптоматики на момент исследования.
Отсутствие иных сопутствующих психиатрических, неврологических и органических нарушений.
Отсутствие алкогольной и наркотической зависимостей.
Ведущая правая рука.
Отсутствие профессионального спортивного и музыкального опыта.
Отсутствие приема фармакологических препаратов, оказывающих значительное влияние на когнитивные способности.
Наличие установленного врачом-психиатром диагноза «биполярное аффективное расстройство» (6А60, 6А61) для экспериментальной группы и отсутствие любых психиатрических диагнозов — для контрольной.
Мы ожидаем, что экспериментальная группа будет демонстрировать паттерн имплицитного научения, отличающийся от результатов контрольной группы: у людей с БАР не будет наблюдаться уменьшение времени реакции в ответ на повторяющиеся последовательности, но произойдет уменьшение времени реакции при переходе к случайным последовательностям.
Для анализа времени реакции в задаче на имплицитное научение мы планируем использовать смешанный многофакторный дисперсионный анализ. Также мы планируем обучить модели линейной регрессии, решающего древа и случайного леса с небольшим количеством деревьев. Мы предполагаем, что этот паттерн является специфическим для БАР и при условии проведения дальнейших масштабных исследований его можно использовать для экспериментальной диагностики БАР с помощью машинного обучения. В данный момент идет набор выборки исследования.
Список литературы
1. Krahn G. L. WHO World Report on Disability: a review // Disability and health journal. — 2011. — Vol. 4. — No. 3. — P. 141–142. 2. Mackala S. A. et al. Cognitive performance and quality of life early in the course of bipolar disorder // Journal of affective disorders. — 2014. — Vol. 168. — P. 119–124. 3. Chrobak A. A. et al. Implicit motor learning in bipolar disorder // Journal of Affective Disorders. — 2015. — Vol. 174. — P. 250–256.