• Владимир Александрович Попов
В статье рассматриваются различные трактовки термина «племя». Автор приходит к выводу, что современная наука не дает четкого ответа на вопрос, что такое «племя». В литературе преобладает социальный и этнический конструктивизм, экстраполирующий в прошлое умозрительные модели марксистской теории первобытного общества. В советском обществоведении племя считалось также первичной формой этнической общности (в рамках известной триады «племя — народность — нация»). В зарубежной историографии племя определяется в качестве надобщинной сегментарной политической структуры, каждый сегмент которой (община, линидж) экономически независим, а лидерство является личным и не предполагает каких-либо формализованных должностей (аппарат власти в целом отсутствует). В эволюционистских схемах племя обычно помещают
между первобытной общиной и вождеством. Автор приходит к выводу, что для понятия «племя» характерна утрата терминологической однозначности и превращение в фантом. Термин «племя», по его мнению, сегодня потерял свою концептуальность. В этнологии вместо «племени» используется
термин «этнос» и его производные, а также «народ», не имеющие стадиальной привязки и не вызывающие ассоциаций с первобытностью. В политической антропологии «племя (потестарное племя)» заменено «вождеством» и его аналогами.
Переведенное названиеTHE CONCEPT OF "TRIBE", OR ETHNICITY AND POTESTARITY ALL ROLLED INTO ONE
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)13-20
ЖурналStudia Slavica et Balcanica Petropolitana
Номер выпуска2(18)
СостояниеОпубликовано - 25 дек 2015

    Предметные области Scopus

  • Гуманитарные науки и искусство (все)
  • Социальные науки (все)

    Области исследований

  • племя, этничность, потестарность, первобытность, вождество, этнология, поли- тическая антропология

ID: 39459336