В монографии предлагается системная трактовка фантастики как специфического вида литературы. Почти весь спектр традиционных и синтетических жанров фантастики рассматривается относительно явления фантастического, которое понимается как особый способ репрезентации нереального, чуждого, девиантного, экстремального - избыточного или, напротив, дефицитного. Изобразительные возможности классических фантастических образов (призрак, двойник, монстр) трактуются как смыслообразующие «генетические признаки», наследуемые от писателя к писателю.
Прагматика фантастического радикально различается в готическом хорроре, фэнтези, научной фантастике и утопии (таксономия последних двух жанров критически пересматривается). Исследуются и те маргинальные территории, на которых происходит вторжение фантастического в поле «реального». Анализ всех этих явлений ведется на широком материале англо-американской литературы нескольких веков, включающем как творчество знаменитых писателей (Шекспир, М. Шелли, Готорн, По, Джеймс, Стивенсон, С