Рассматривается универсальная метафизическая модель отношения Бога к миру и человеку, разрабатываемая в трудах Л.П. Карсавина, которую уместно называть мистическим пантеизмом. Согласно этой модели, мир и человек являются ограниченным воплощением Бога в сфере ничто, которая спонтанно возникает в самом Боге. Показано, что эта модель лежит в основе философского учения Николая Кузанского. Проведен анализ христианского гностического трактата II века «Евангелие Истины», который показал, что в нем содержится самая ранняя версия указанной метафизической модели. Дан анализ образа Иисуса Христа в концепции мистического пантеизма, выражающего универсальное устремление всех личностей и всего мира обратно в полноту божественного бытия. Подобная трактовка образа Иисуса Христа обнаруживается в рукописном наброске Ф.М. Достоевского 1864 г., что свидетельствует о том, что в своей философии Достоевский также развивал модель мистического пантеизма.
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)178-192
ЖурналСОЛОВЬЕВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Номер выпуска2 (62)
СостояниеОпубликовано - 2019
Опубликовано для внешнего пользованияДа

    Области исследований

  • F.M. Dostoevsky's philosophy, Gnostic Christianity, Gospel of Truth, L.P. Karsavin's metaphysical model, mystical pantheism, teaching of Nicholas of Cusa, гностическое христианство, Евангелие Истины, метафизическая модель Л.П. Карсавина, мистический пантеизм, учение Николая Кузанского, философия Ф.М. Достоевского

ID: 78523799