Статья представляет опыт новой концептуальной биографии одного из лидеров мусульманского реформаторства на позднем имперском и раннем советском Кавказе. После того как дважды репрессированный сталинский период 'Али ал-Гумуки, более известный как Каяев (1878- 1943) из Кумуха в Дагестане, был реабилитирован, о нем писали в основном как о политически близком к большевикам публицисте и общественно - политическом деятеле, реже - как о книжнике и собирателе одной из крупнейших в регионе мусульманских библиотек рукописей на арабском и других восточных языках. Пытаясь существенно пересмотреть этот не совсем точный образ, авторы данной работы обращаются к научному наследию Каяева как мусульманского историка - реформатора. Основное внимание уделено его источниковедческим изысканиям, в которых он во многом определил направление исследований востоковедов дагестанской академической школы ХХ в., а также оригинальному пониманию им характера историографии как таковой, главную роль в которой он стал отводить мусульманским народам как главным акторам истории.