Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › Обзорная статья › Рецензирование
Этническая дискриминация при формировании органов государственной власти СССР. / Mironov, B. N.
в: Новейшая история России, Том 11, № 1, 2021, стр. 149-173.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › Обзорная статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Этническая дискриминация при формировании органов государственной власти СССР
AU - Mironov, B. N.
N1 - Funding Information: This research was supported by Russian Foundation for Basic Research (RFBR), project no. 20-09-00353 “The disintegration of the Soviet Union in the human dimension: an interdisciplinary study”. Publisher Copyright: © 2021 Saint-Petersburg State University. All rights reserved.
PY - 2021
Y1 - 2021
N2 - Уровень этнополитического неравенства оценивается как отношение доли этноса, занятого в органах государственной власти, к доле данного этноса среди всего занятого населения. Этот показатель можно назвать индексом этнополитической репрезентативности. Он позволяет оценивать степень политической дискриминации объективно и количественно и благодаря этому ранжировать этносы по степени неравенства. Если индекс равен единице, то этнос представлен в управлении пропорционально своей численности, и значит, его право на участие в комплектовании управленческих кадров соблюдено. Если больше или меньше единицы, то этнос неадекватно —избыточно или недостаточно — представлен во властных структурах. В имперской России почти все крупные нерусские этносы имели своих представителей во властных структурах, хотя в разной степени и в большинстве случаев нерепрезентативно, когда число выдвиженцев от этноса не соответствовало его численности в населении, т.е. было ниже или выше демократической нормы. В течение всего советского периода 1917–1990 гг. неуклонно и систематически, практически без остановок, происходило уменьшение неравенства этносов во властных структурах. В 1989 г. дискриминация в органах власти в целом практически исчезла. Преимущества русских при формировании органов управления СССР были минимизированы: процент в органах власти соответствовал их доле в населении. В отдельных сферах управления нивелирование этнического неравенства проходило неодинаковыми темпами. В государственном аппарате равенство в представительности было достигнуто уже в 1959 г. В аппарате партийных и общественных организаций также наблюдалась тенденция по преодолению дискриминации, но в этой сфере к 1990г. процент нерусских оставался несколько ниже их доли в населении. Минимизация этнического неравенства являлась закономерным следствием, с одной стороны, национальной политики руководства страны, с другой —стремления этнических элит к равенству в политических правах
AB - Уровень этнополитического неравенства оценивается как отношение доли этноса, занятого в органах государственной власти, к доле данного этноса среди всего занятого населения. Этот показатель можно назвать индексом этнополитической репрезентативности. Он позволяет оценивать степень политической дискриминации объективно и количественно и благодаря этому ранжировать этносы по степени неравенства. Если индекс равен единице, то этнос представлен в управлении пропорционально своей численности, и значит, его право на участие в комплектовании управленческих кадров соблюдено. Если больше или меньше единицы, то этнос неадекватно —избыточно или недостаточно — представлен во властных структурах. В имперской России почти все крупные нерусские этносы имели своих представителей во властных структурах, хотя в разной степени и в большинстве случаев нерепрезентативно, когда число выдвиженцев от этноса не соответствовало его численности в населении, т.е. было ниже или выше демократической нормы. В течение всего советского периода 1917–1990 гг. неуклонно и систематически, практически без остановок, происходило уменьшение неравенства этносов во властных структурах. В 1989 г. дискриминация в органах власти в целом практически исчезла. Преимущества русских при формировании органов управления СССР были минимизированы: процент в органах власти соответствовал их доле в населении. В отдельных сферах управления нивелирование этнического неравенства проходило неодинаковыми темпами. В государственном аппарате равенство в представительности было достигнуто уже в 1959 г. В аппарате партийных и общественных организаций также наблюдалась тенденция по преодолению дискриминации, но в этой сфере к 1990г. процент нерусских оставался несколько ниже их доли в населении. Минимизация этнического неравенства являлась закономерным следствием, с одной стороны, национальной политики руководства страны, с другой —стремления этнических элит к равенству в политических правах
KW - Discrimination
KW - Ethnic
KW - Inequality
KW - Nomenclature
KW - Party apparatus
KW - Russian empire
KW - Soviet union
KW - State apparatus
KW - Российская империя, Советский Союз, государственный аппарат, партийный аппарат, номенклатура, этнос, неравенство, дискриминация.
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85108365457&partnerID=8YFLogxK
U2 - 10.21638/11701/SPBU24.2021.110
DO - 10.21638/11701/SPBU24.2021.110
M3 - Обзорная статья
AN - SCOPUS:85108365457
VL - 11
SP - 149
EP - 173
JO - Modern History of Russia
JF - Modern History of Russia
SN - 2219-9659
IS - 1
ER -
ID: 90899204