Standard

Этническая дискриминация при формировании органов государственной власти СССР. / Mironov, B. N.

в: Новейшая история России, Том 11, № 1, 2021, стр. 149-173.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхОбзорная статьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{df8f9607960d428c9559e19a9d466dbb,
title = "Этническая дискриминация при формировании органов государственной власти СССР",
abstract = "Уровень этнополитического неравенства оценивается как отношение доли этноса, занятого в органах государственной власти, к доле данного этноса среди всего занятого населения. Этот показатель можно назвать индексом этнополитической репрезентативности. Он позволяет оценивать степень политической дискриминации объективно и количественно и благодаря этому ранжировать этносы по степени неравенства. Если индекс равен единице, то этнос представлен в управлении пропорционально своей численности, и значит, его право на участие в комплектовании управленческих кадров соблюдено. Если больше или меньше единицы, то этнос неадекватно —избыточно или недостаточно — представлен во властных структурах. В имперской России почти все крупные нерусские этносы имели своих представителей во властных структурах, хотя в разной степени и в большинстве случаев нерепрезентативно, когда число выдвиженцев от этноса не соответствовало его численности в населении, т.е. было ниже или выше демократической нормы. В течение всего советского периода 1917–1990 гг. неуклонно и систематически, практически без остановок, происходило уменьшение неравенства этносов во властных структурах. В 1989 г. дискриминация в органах власти в целом практически исчезла. Преимущества русских при формировании органов управления СССР были минимизированы: процент в органах власти соответствовал их доле в населении. В отдельных сферах управления нивелирование этнического неравенства проходило неодинаковыми темпами. В государственном аппарате равенство в представительности было достигнуто уже в 1959 г. В аппарате партийных и общественных организаций также наблюдалась тенденция по преодолению дискриминации, но в этой сфере к 1990г. процент нерусских оставался несколько ниже их доли в населении. Минимизация этнического неравенства являлась закономерным следствием, с одной стороны, национальной политики руководства страны, с другой —стремления этнических элит к равенству в политических правах",
keywords = "Discrimination, Ethnic, Inequality, Nomenclature, Party apparatus, Russian empire, Soviet union, State apparatus, Российская империя, Советский Союз, государственный аппарат, партийный аппарат, номенклатура, этнос, неравенство, дискриминация.",
author = "Mironov, {B. N.}",
note = "Funding Information: This research was supported by Russian Foundation for Basic Research (RFBR), project no. 20-09-00353 “The disintegration of the Soviet Union in the human dimension: an interdisciplinary study”. Publisher Copyright: {\textcopyright} 2021 Saint-Petersburg State University. All rights reserved.",
year = "2021",
doi = "10.21638/11701/SPBU24.2021.110",
language = "русский",
volume = "11",
pages = "149--173",
journal = "Modern History of Russia",
issn = "2219-9659",
publisher = "Foundation for Research in Modern History",
number = "1",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Этническая дискриминация при формировании органов государственной власти СССР

AU - Mironov, B. N.

N1 - Funding Information: This research was supported by Russian Foundation for Basic Research (RFBR), project no. 20-09-00353 “The disintegration of the Soviet Union in the human dimension: an interdisciplinary study”. Publisher Copyright: © 2021 Saint-Petersburg State University. All rights reserved.

PY - 2021

Y1 - 2021

N2 - Уровень этнополитического неравенства оценивается как отношение доли этноса, занятого в органах государственной власти, к доле данного этноса среди всего занятого населения. Этот показатель можно назвать индексом этнополитической репрезентативности. Он позволяет оценивать степень политической дискриминации объективно и количественно и благодаря этому ранжировать этносы по степени неравенства. Если индекс равен единице, то этнос представлен в управлении пропорционально своей численности, и значит, его право на участие в комплектовании управленческих кадров соблюдено. Если больше или меньше единицы, то этнос неадекватно —избыточно или недостаточно — представлен во властных структурах. В имперской России почти все крупные нерусские этносы имели своих представителей во властных структурах, хотя в разной степени и в большинстве случаев нерепрезентативно, когда число выдвиженцев от этноса не соответствовало его численности в населении, т.е. было ниже или выше демократической нормы. В течение всего советского периода 1917–1990 гг. неуклонно и систематически, практически без остановок, происходило уменьшение неравенства этносов во властных структурах. В 1989 г. дискриминация в органах власти в целом практически исчезла. Преимущества русских при формировании органов управления СССР были минимизированы: процент в органах власти соответствовал их доле в населении. В отдельных сферах управления нивелирование этнического неравенства проходило неодинаковыми темпами. В государственном аппарате равенство в представительности было достигнуто уже в 1959 г. В аппарате партийных и общественных организаций также наблюдалась тенденция по преодолению дискриминации, но в этой сфере к 1990г. процент нерусских оставался несколько ниже их доли в населении. Минимизация этнического неравенства являлась закономерным следствием, с одной стороны, национальной политики руководства страны, с другой —стремления этнических элит к равенству в политических правах

AB - Уровень этнополитического неравенства оценивается как отношение доли этноса, занятого в органах государственной власти, к доле данного этноса среди всего занятого населения. Этот показатель можно назвать индексом этнополитической репрезентативности. Он позволяет оценивать степень политической дискриминации объективно и количественно и благодаря этому ранжировать этносы по степени неравенства. Если индекс равен единице, то этнос представлен в управлении пропорционально своей численности, и значит, его право на участие в комплектовании управленческих кадров соблюдено. Если больше или меньше единицы, то этнос неадекватно —избыточно или недостаточно — представлен во властных структурах. В имперской России почти все крупные нерусские этносы имели своих представителей во властных структурах, хотя в разной степени и в большинстве случаев нерепрезентативно, когда число выдвиженцев от этноса не соответствовало его численности в населении, т.е. было ниже или выше демократической нормы. В течение всего советского периода 1917–1990 гг. неуклонно и систематически, практически без остановок, происходило уменьшение неравенства этносов во властных структурах. В 1989 г. дискриминация в органах власти в целом практически исчезла. Преимущества русских при формировании органов управления СССР были минимизированы: процент в органах власти соответствовал их доле в населении. В отдельных сферах управления нивелирование этнического неравенства проходило неодинаковыми темпами. В государственном аппарате равенство в представительности было достигнуто уже в 1959 г. В аппарате партийных и общественных организаций также наблюдалась тенденция по преодолению дискриминации, но в этой сфере к 1990г. процент нерусских оставался несколько ниже их доли в населении. Минимизация этнического неравенства являлась закономерным следствием, с одной стороны, национальной политики руководства страны, с другой —стремления этнических элит к равенству в политических правах

KW - Discrimination

KW - Ethnic

KW - Inequality

KW - Nomenclature

KW - Party apparatus

KW - Russian empire

KW - Soviet union

KW - State apparatus

KW - Российская империя, Советский Союз, государственный аппарат, партийный аппарат, номенклатура, этнос, неравенство, дискриминация.

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85108365457&partnerID=8YFLogxK

U2 - 10.21638/11701/SPBU24.2021.110

DO - 10.21638/11701/SPBU24.2021.110

M3 - Обзорная статья

AN - SCOPUS:85108365457

VL - 11

SP - 149

EP - 173

JO - Modern History of Russia

JF - Modern History of Russia

SN - 2219-9659

IS - 1

ER -

ID: 90899204