Результаты исследований: Публикации в книгах, отчётах, сборниках, трудах конференций › глава/раздел › научная › Рецензирование
Мальчик был: источники и судьба советского антропологического идеала. / Тульчинский, Григорий Львович.
СССР в достижениях и катастрофах. Размышления по случаю 100-летия. Москва : Институт философии РАН, 2022. стр. 53-79.Результаты исследований: Публикации в книгах, отчётах, сборниках, трудах конференций › глава/раздел › научная › Рецензирование
}
TY - CHAP
T1 - Мальчик был: источники и судьба советского антропологического идеала
AU - Тульчинский, Григорий Львович
N1 - Тульчинский Г.Л. Мальчик был: источники и судьба советского антропологического идеала // СССР в достижениях и катастрофах. Размышления по случаю 100-летия. – М.: ИФ РАН; Голос, 2022. – 504 с. С.53-79. ISBN 978-5-91932-022-7 с.53-79.
PY - 2022
Y1 - 2022
N2 - В статье рассматриваются предпосылки, становление и эволюция антропологического идеала советского периода российской истории. Преимущественным материалом рассмотрения выбрана русская дореволюционная и советская литература, биографии политиков, деятелей культуры, философов. Анализ показывает, что в первые два послереволюционные десятилетия сформировалось поколение молодых людей с активной жизненной позицией, принципиально новой для отечественной культуры. Речь идет уже не о умопостроенных «разумных эгоистах», не о подпольных борцах за счастье народное. Это не «лишние», а нужные социуму люди, кто уже реально обустраивает новую жизнь в новом обществе, знающие, как эта жизнь должна и может выглядеть, верящие в свои силы это осуществить. История этого поколения довольно трагична. Прежде всего, оно было в большом масштабе выкошено репрессиями и Великой отечественной войной. Однако потенциал этого поколения сыграл существенную роль в исторической победе над гитлеровским фашизмом, помог восстановить страну в послевоенный период. Сказался он и в 1960-х во время «оттепели». Однако, в силу ряда причин, также как оказался несостоятельным сам советский эксперимент, и советский народ не стал гражданской нацией, так и идеал советского человека пришел в противоречие с социальной реальностью. Инерция системы образования, официальной культуры, принятую у нас с середины 1930-х годов для воспроизводства этого типа личности, не смогла ответить на вызовы общества массового потребления и эволюции российского общества. После распада СССР этот тип личности стал маргинальным. Место этого антропологического идеала заняли установки индивидуального жизненного успеха, роста «человеческого капитала», как роста благосостояния, влияния, известности. Однако в некоторых сферах социальной жизни сохраняется роль установки на социальную справедливость и личностную ответственность.
AB - В статье рассматриваются предпосылки, становление и эволюция антропологического идеала советского периода российской истории. Преимущественным материалом рассмотрения выбрана русская дореволюционная и советская литература, биографии политиков, деятелей культуры, философов. Анализ показывает, что в первые два послереволюционные десятилетия сформировалось поколение молодых людей с активной жизненной позицией, принципиально новой для отечественной культуры. Речь идет уже не о умопостроенных «разумных эгоистах», не о подпольных борцах за счастье народное. Это не «лишние», а нужные социуму люди, кто уже реально обустраивает новую жизнь в новом обществе, знающие, как эта жизнь должна и может выглядеть, верящие в свои силы это осуществить. История этого поколения довольно трагична. Прежде всего, оно было в большом масштабе выкошено репрессиями и Великой отечественной войной. Однако потенциал этого поколения сыграл существенную роль в исторической победе над гитлеровским фашизмом, помог восстановить страну в послевоенный период. Сказался он и в 1960-х во время «оттепели». Однако, в силу ряда причин, также как оказался несостоятельным сам советский эксперимент, и советский народ не стал гражданской нацией, так и идеал советского человека пришел в противоречие с социальной реальностью. Инерция системы образования, официальной культуры, принятую у нас с середины 1930-х годов для воспроизводства этого типа личности, не смогла ответить на вызовы общества массового потребления и эволюции российского общества. После распада СССР этот тип личности стал маргинальным. Место этого антропологического идеала заняли установки индивидуального жизненного успеха, роста «человеческого капитала», как роста благосостояния, влияния, известности. Однако в некоторых сферах социальной жизни сохраняется роль установки на социальную справедливость и личностную ответственность.
KW - «Новые люди», ответственность, русская литература, сверхчеловек, советский антропологический идеал, советский человек, CCCР.
M3 - глава/раздел
SP - 53
EP - 79
BT - СССР в достижениях и катастрофах. Размышления по случаю 100-летия
PB - Институт философии РАН
CY - Москва
ER -
ID: 116133283