Standard

Свобода как естественный атрибут человека: идеи русских эмпириокритиков. / Рыбас, Александр Евгеньевич.

в: Вече: Ежегодник русской философии и культуры, 2021, стр. 76–98.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

Рыбас, АЕ 2021, 'Свобода как естественный атрибут человека: идеи русских эмпириокритиков', Вече: Ежегодник русской философии и культуры, стр. 76–98.

APA

Рыбас, А. Е. (2021). Свобода как естественный атрибут человека: идеи русских эмпириокритиков. Вече: Ежегодник русской философии и культуры, 76–98.

Vancouver

Рыбас АЕ. Свобода как естественный атрибут человека: идеи русских эмпириокритиков. Вече: Ежегодник русской философии и культуры. 2021;76–98.

Author

BibTeX

@article{ab5898ddcca448299bfdc987db5385fa,
title = "Свобода как естественный атрибут человека: идеи русских эмпириокритиков",
abstract = "Проблематика свободы в русском эмпириокритицизме рассматривается в контексте противопоставления натуралистической концепции свободы, наиболее ярким выразителем которой в XIX в. был А.И. Герцен, и традиционного метафизического истолкования, характерного для религиозно-философской мысли. Показывая недостатки абстрактно-теоретического понимания свободы, которое вследствие отождествления свободы и понятия о свободе приводит к подмене свободы осознанной необходимостью или требованием выполнения воли Бога, автор статьи приходит к выводу, что свобода должна быть понята как естественный атрибут человека. Именно такой взгляд на свободу отстаивал Герцен, а в начале ХХ в. – русские эмпириокритики. Посредством анализа эмпириомонизма А.А. Богданова и его представлений о генеалогии свободы-понятия продемонстрирована важность неметафизического истолкования свободы для построения и реализации «положительной программы философии», основными моментами которой являются: 1) эстетическая онтология; 2) проективная гносеология; 3) конструктивная антропология; 4) этика имморализма (сорадования); 5) богостроительство (опыты построения имманентной религии). Делается вывод, что плодотворное развитие русской философской культуры во многом зависит он признания неметафизической трактовки свободы.",
keywords = "свобода, русский эмпириокритицизм, научная философия, философия жизни, история русской философии",
author = "Рыбас, {Александр Евгеньевич}",
year = "2021",
language = "русский",
pages = "76–98",
journal = "Вече: альманах русской философии и культуры",
issn = "2073-5723",
publisher = "Санкт-Петербургское философское общество",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Свобода как естественный атрибут человека: идеи русских эмпириокритиков

AU - Рыбас, Александр Евгеньевич

PY - 2021

Y1 - 2021

N2 - Проблематика свободы в русском эмпириокритицизме рассматривается в контексте противопоставления натуралистической концепции свободы, наиболее ярким выразителем которой в XIX в. был А.И. Герцен, и традиционного метафизического истолкования, характерного для религиозно-философской мысли. Показывая недостатки абстрактно-теоретического понимания свободы, которое вследствие отождествления свободы и понятия о свободе приводит к подмене свободы осознанной необходимостью или требованием выполнения воли Бога, автор статьи приходит к выводу, что свобода должна быть понята как естественный атрибут человека. Именно такой взгляд на свободу отстаивал Герцен, а в начале ХХ в. – русские эмпириокритики. Посредством анализа эмпириомонизма А.А. Богданова и его представлений о генеалогии свободы-понятия продемонстрирована важность неметафизического истолкования свободы для построения и реализации «положительной программы философии», основными моментами которой являются: 1) эстетическая онтология; 2) проективная гносеология; 3) конструктивная антропология; 4) этика имморализма (сорадования); 5) богостроительство (опыты построения имманентной религии). Делается вывод, что плодотворное развитие русской философской культуры во многом зависит он признания неметафизической трактовки свободы.

AB - Проблематика свободы в русском эмпириокритицизме рассматривается в контексте противопоставления натуралистической концепции свободы, наиболее ярким выразителем которой в XIX в. был А.И. Герцен, и традиционного метафизического истолкования, характерного для религиозно-философской мысли. Показывая недостатки абстрактно-теоретического понимания свободы, которое вследствие отождествления свободы и понятия о свободе приводит к подмене свободы осознанной необходимостью или требованием выполнения воли Бога, автор статьи приходит к выводу, что свобода должна быть понята как естественный атрибут человека. Именно такой взгляд на свободу отстаивал Герцен, а в начале ХХ в. – русские эмпириокритики. Посредством анализа эмпириомонизма А.А. Богданова и его представлений о генеалогии свободы-понятия продемонстрирована важность неметафизического истолкования свободы для построения и реализации «положительной программы философии», основными моментами которой являются: 1) эстетическая онтология; 2) проективная гносеология; 3) конструктивная антропология; 4) этика имморализма (сорадования); 5) богостроительство (опыты построения имманентной религии). Делается вывод, что плодотворное развитие русской философской культуры во многом зависит он признания неметафизической трактовки свободы.

KW - свобода, русский эмпириокритицизм, научная философия, философия жизни, история русской философии

M3 - статья

SP - 76

EP - 98

JO - Вече: альманах русской философии и культуры

JF - Вече: альманах русской философии и культуры

SN - 2073-5723

ER -

ID: 91767748