Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Неизмышляемое бытие у Ф.В.Й. Шеллинга и тезис корреляционизма. / Паткуль, Андрей Борисович.
в: ESSE Философские и теологические исследования, Том 7, № 1-2, 30.12.2022, стр. 89-107.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Неизмышляемое бытие у Ф.В.Й. Шеллинга и тезис корреляционизма
AU - Паткуль, Андрей Борисович
PY - 2022/12/30
Y1 - 2022/12/30
N2 - В статье предлагается краткая реконструкция учения Ф. В. Й. Шеллинга о непредмыслимом (неизмышляемом) бытии. В ходе исследования показано, что, с точки зрения этого философа, мышление может иметь дело толькос сущностью сущего, которая также трактуется в качестве только возможности, тогда как действительное бытие сущего остается для него недоступным. Впрочем, помыслив все свои сущностные содержания, чистый, не связанный с опытом разум приходит к понятию самого сущего, которое может мыслится им только так, что предмет этого понятия должен существовать вне самого этого понятия. Однако уже критика Канта показала, что допускать действительное существование вне понятия индивидуальной сущности, которая соответствовала бы этому понятию, чистое мышлениене имеет права даже в качестве гипотезы. Шеллинг, напротив, в противовес И. Канту, считает, что, дойдя до такого понятия как предельного для себя, разум выходит за свои пределы, полагая тем самым абсолютное вне-себя. Этим вне-себя и оказывается непредмыслимое бытие, в котором нет ничего от общей сущности, стало быть, от возможности, а значит, оно несомненно. Это бытие выступает для мышления как всегда уже его упредившее, опережающее.В дальнейшем в своей позитивной философии Шеллинг пытается показать, что это несомненное бытие является носителем всех возможных сущностных предикатов, т. е. составляет omnitudo realitatis,а значит, является Богом. В статье было произведено сопоставление шеллинговского понимания бытия с тезисом корреляционизма и его критикой К. Мейясу. В ходе этого сопоставления было установлено, что Шеллинг не отказывается от корреляции мышления и бытия, которую разоблачаю Мейясу, но, сохраняя ее, тем не менее трактует бытие как не зависящее от мышления. Основной вывод исследования состоит в том, что тезис корреляционизма, как его трактует Мейясу, является пустым формализмом: все дело в том, как конкретно трактовать корреляцию между бытием и мышлением. Шеллинг трактует ее как такую, приоритет бытию и позволяет ему в которой мышление уступает быть самим собой.
AB - В статье предлагается краткая реконструкция учения Ф. В. Й. Шеллинга о непредмыслимом (неизмышляемом) бытии. В ходе исследования показано, что, с точки зрения этого философа, мышление может иметь дело толькос сущностью сущего, которая также трактуется в качестве только возможности, тогда как действительное бытие сущего остается для него недоступным. Впрочем, помыслив все свои сущностные содержания, чистый, не связанный с опытом разум приходит к понятию самого сущего, которое может мыслится им только так, что предмет этого понятия должен существовать вне самого этого понятия. Однако уже критика Канта показала, что допускать действительное существование вне понятия индивидуальной сущности, которая соответствовала бы этому понятию, чистое мышлениене имеет права даже в качестве гипотезы. Шеллинг, напротив, в противовес И. Канту, считает, что, дойдя до такого понятия как предельного для себя, разум выходит за свои пределы, полагая тем самым абсолютное вне-себя. Этим вне-себя и оказывается непредмыслимое бытие, в котором нет ничего от общей сущности, стало быть, от возможности, а значит, оно несомненно. Это бытие выступает для мышления как всегда уже его упредившее, опережающее.В дальнейшем в своей позитивной философии Шеллинг пытается показать, что это несомненное бытие является носителем всех возможных сущностных предикатов, т. е. составляет omnitudo realitatis,а значит, является Богом. В статье было произведено сопоставление шеллинговского понимания бытия с тезисом корреляционизма и его критикой К. Мейясу. В ходе этого сопоставления было установлено, что Шеллинг не отказывается от корреляции мышления и бытия, которую разоблачаю Мейясу, но, сохраняя ее, тем не менее трактует бытие как не зависящее от мышления. Основной вывод исследования состоит в том, что тезис корреляционизма, как его трактует Мейясу, является пустым формализмом: все дело в том, как конкретно трактовать корреляцию между бытием и мышлением. Шеллинг трактует ее как такую, приоритет бытию и позволяет ему в которой мышление уступает быть самим собой.
KW - Непредмыслимое бытие
KW - Неизмышляемое бытие
KW - Бытие
KW - Сущее
KW - Мышление
KW - Бытие и мышление
KW - Корреляция
KW - Тезис корреляционизма
KW - Ф. В. Й. Шеллинг
KW - К. Мейясу
KW - unthinkable being
KW - unprethinkable being
KW - being
KW - that-what-is
KW - thinking
KW - correlation
KW - correlationism-thesis
KW - F. W. J. Schelling
KW - Q. Meillassoux
M3 - статья
VL - 7
SP - 89
EP - 107
JO - ESSE Философские и теологические исследования
JF - ESSE Философские и теологические исследования
SN - 2542-1107
IS - 1-2
ER -
ID: 102063508