В статье анализируются возможности и ограничения контекстуализации, то есть опоры на внешние неязыковые факторы при интерпретации и реконструкции интенции автора и смысла высказывания. Теоретическо-методологические основы анализа заданы исследованиями 2000-2018 гг. в лингвистике текста, прагматике, когнитивной лингвистике, социальных теориях дискурса. Проведенный анализ позволяет констатировать, во-первых, расширение предметного профиля лингвистики и изменение теоретических представлений о речевой системности, во-вторых, перемещение в фокус исследовательского интереса новых знаний об организации социального взаимодействия и роли языка в коммуникативных практиках. Перспективы теоретизации контекста связываются не только с методологическими возможностями лингвистики, но с потенциалом социально ориентированных теорий и когнитивных наук.