В статье анализируются идеи французской социологической и антропологической традиции исследования религиозного феномена священного. Социология сакрального берет начало в исследованиях Французской социологической школы (Э. Дюркгейм, М. Мосс, А. Юбер), продолжается в работах представителей Коллежа социологии (Ж. Батай, Р. Кайуа) и творчески осмысливается в антропологии и философии Р. Жирара. Социально-антропологическая теория Р. Жирара нацелена на объяснение происхождения религии и фундаментального религиозного опыта священного, двойственности священного, его связи с насилием и жертвой, а также дает оригинальную трактовку истории человеческой цивилизации с точки зрения связи священного, жертвы и насилия. Французская традиция социологии сакрального внесла большой вклад в исследование духовных противоречий человека пострелигиозной эпохи.