Standard

Безотрадная ночь киммерийцев: поэзия, история и игра случая. / Панченко, Дмитрий Вадимович.

в: ЛОГОС, Том 32, № 4, 2022, стр. 199-234.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{5a29fb3189e2447fba67ebe311586b12,
title = "Безотрадная ночь киммерийцев: поэзия, история и игра случая",
abstract = "«Одиссея» помещает «город киммерийских мужей» в непосредственном соседстве с царством мертвых – по ту сторону Океана, в области, которую никогда не освещают лучи солнца. Между тем греческие писатели называют тем же именем «киммерийцы» совершенно реальный, хотя и ненадолго задержавшийся на исторической сцене народ, который в VII в. до н. э. своими вторжениями производил опустошения в Малой Азии и чье имя сходно звучит в ассирийских источниках (gimir/gamir). Такое положение вещей породило немало изобретательных, подчас диковинных ходов мысли в умах ученых – древних и нашего времени. Особенно влиятельными стали две идеи: согласно одной, киммерийцы являются самым северным народом, живущим в условиях полярной ночи; согласно другой, гомеровский образ сложился под влиянием сообщений о туманах, накрывающих берега черноморской Колхиды. Общей, однако, была тенденция игнорировать слова поэта о том, что корабль Одиссея помчит к царству мертвых северный ветер. Из них следовало, что загробный мир должен находиться на крайнем юге, и этот вывод, очевидно, казался ученым столь странным, что они предпочитали обходить вопрос молчанием. В статье объясняется, что локализация царства мертвых в «Одиссее» восходит к бронзовому веку, что за ней стоит засвидетельствованное и в Дании, и в Индии представление о солнечном диске, светлом лишь с одной стороны, причем в «Одиссее» отразился особый вариант этого представления, пришедший, судя по всему, из Скандинавии. Что же касается совпадения – на деле, возможно, похожего звучания – имен вымышленного и реального народов, то это – игра случая, породившая множество игр ума.",
keywords = "Гомер, ОДИССЕЯ, КИММЕРИЙЦЫ, загробный мир, КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, СКАНДИНАВИЯ БРОНЗОВОГО ВЕКА, Homer, Odyssey, CIMMERIANS, THE REALM OF THE DEAD, COSMOLOGICAL IDEAS, BRONZE AGE SCANDINAVIA, the realm of the dead, Cimmerians, the Odyssey, cosmological ideas, Bronze Age Scandinavia",
author = "Панченко, {Дмитрий Вадимович}",
note = "Безотрадная ночь киммерийцев: поэзия, история и игра случая // Логос. 2022. Т. 32. № 4. С. 199 – 234. ",
year = "2022",
doi = "10.22394/0869-5377-2022-4-199-233",
language = "русский",
volume = "32",
pages = "199--234",
journal = "ЛОГОС",
issn = "0869-5377",
publisher = "Gaidar Institute Press",
number = "4",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Безотрадная ночь киммерийцев: поэзия, история и игра случая

AU - Панченко, Дмитрий Вадимович

N1 - Безотрадная ночь киммерийцев: поэзия, история и игра случая // Логос. 2022. Т. 32. № 4. С. 199 – 234.

PY - 2022

Y1 - 2022

N2 - «Одиссея» помещает «город киммерийских мужей» в непосредственном соседстве с царством мертвых – по ту сторону Океана, в области, которую никогда не освещают лучи солнца. Между тем греческие писатели называют тем же именем «киммерийцы» совершенно реальный, хотя и ненадолго задержавшийся на исторической сцене народ, который в VII в. до н. э. своими вторжениями производил опустошения в Малой Азии и чье имя сходно звучит в ассирийских источниках (gimir/gamir). Такое положение вещей породило немало изобретательных, подчас диковинных ходов мысли в умах ученых – древних и нашего времени. Особенно влиятельными стали две идеи: согласно одной, киммерийцы являются самым северным народом, живущим в условиях полярной ночи; согласно другой, гомеровский образ сложился под влиянием сообщений о туманах, накрывающих берега черноморской Колхиды. Общей, однако, была тенденция игнорировать слова поэта о том, что корабль Одиссея помчит к царству мертвых северный ветер. Из них следовало, что загробный мир должен находиться на крайнем юге, и этот вывод, очевидно, казался ученым столь странным, что они предпочитали обходить вопрос молчанием. В статье объясняется, что локализация царства мертвых в «Одиссее» восходит к бронзовому веку, что за ней стоит засвидетельствованное и в Дании, и в Индии представление о солнечном диске, светлом лишь с одной стороны, причем в «Одиссее» отразился особый вариант этого представления, пришедший, судя по всему, из Скандинавии. Что же касается совпадения – на деле, возможно, похожего звучания – имен вымышленного и реального народов, то это – игра случая, породившая множество игр ума.

AB - «Одиссея» помещает «город киммерийских мужей» в непосредственном соседстве с царством мертвых – по ту сторону Океана, в области, которую никогда не освещают лучи солнца. Между тем греческие писатели называют тем же именем «киммерийцы» совершенно реальный, хотя и ненадолго задержавшийся на исторической сцене народ, который в VII в. до н. э. своими вторжениями производил опустошения в Малой Азии и чье имя сходно звучит в ассирийских источниках (gimir/gamir). Такое положение вещей породило немало изобретательных, подчас диковинных ходов мысли в умах ученых – древних и нашего времени. Особенно влиятельными стали две идеи: согласно одной, киммерийцы являются самым северным народом, живущим в условиях полярной ночи; согласно другой, гомеровский образ сложился под влиянием сообщений о туманах, накрывающих берега черноморской Колхиды. Общей, однако, была тенденция игнорировать слова поэта о том, что корабль Одиссея помчит к царству мертвых северный ветер. Из них следовало, что загробный мир должен находиться на крайнем юге, и этот вывод, очевидно, казался ученым столь странным, что они предпочитали обходить вопрос молчанием. В статье объясняется, что локализация царства мертвых в «Одиссее» восходит к бронзовому веку, что за ней стоит засвидетельствованное и в Дании, и в Индии представление о солнечном диске, светлом лишь с одной стороны, причем в «Одиссее» отразился особый вариант этого представления, пришедший, судя по всему, из Скандинавии. Что же касается совпадения – на деле, возможно, похожего звучания – имен вымышленного и реального народов, то это – игра случая, породившая множество игр ума.

KW - Гомер

KW - ОДИССЕЯ

KW - КИММЕРИЙЦЫ

KW - загробный мир

KW - КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

KW - СКАНДИНАВИЯ БРОНЗОВОГО ВЕКА

KW - Homer

KW - Odyssey

KW - CIMMERIANS

KW - THE REALM OF THE DEAD

KW - COSMOLOGICAL IDEAS

KW - BRONZE AGE SCANDINAVIA

KW - the realm of the dead

KW - Cimmerians

KW - the Odyssey

KW - cosmological ideas

KW - Bronze Age Scandinavia

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=49231974

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85135033995&partnerID=8YFLogxK

UR - https://www.mendeley.com/catalogue/137346b4-8ac5-3bb2-be9c-f3febb40c670/

U2 - 10.22394/0869-5377-2022-4-199-233

DO - 10.22394/0869-5377-2022-4-199-233

M3 - статья

VL - 32

SP - 199

EP - 234

JO - ЛОГОС

JF - ЛОГОС

SN - 0869-5377

IS - 4

ER -

ID: 98571445