В учебном пособии предлагается новое понимание феномена социальной компетентности, базирующееся на фундаментальных характеристиках человека как биопсихосоциального существа, функционирующего в меняющейся социальной среде. С позиции этого понимания рассматривается уязвимость ряда основных социальных групп российского общества: молодежи, пожилых, мигрантов. Уязвимость групп трактуется как производная от недостаточной информированности об окружающей их социальной ситуации, неадекватной рефлексии (искаженной оценки себя и окружающей среды) и отсутствия или малой выраженности активности социального субъекта по решению социальных проблем. Пособие может быть полезно для студентов, обучающихся по направлениям социология и социальная работа, социальным работникам, социальным педагогам, социологам, психологам, другим профессионалам, работающим в социально-гуманитарной сфере.