Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Последствия сокращения человеческого капитала в системе высшего образования. / Алпатов, Геннадий Евгеньевич.
в: НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ НИУ ИТМО. СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ, № 2 (37), 2019, стр. 36-41.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Последствия сокращения человеческого капитала в системе высшего образования
AU - Алпатов, Геннадий Евгеньевич
PY - 2019
Y1 - 2019
N2 - Введение: предметом исследования является связь волнообразного процесса сокращения выпускников средней школы и адекватных действий правительства России по сокращению численности профессорско-преподавательского состава и количества вузов после 2012 г. Данные и методы: в качестве метода исследования используется экономический анализ статистических данных количественных изменений основных показателей деятельности высшей школы для выявления перехода в новое качество. Новая экономическая политика была достаточно масштабной, чтобы не вызвать качественные изменения в системе высшего образования. С 2012 по 2018 гг. уменьшилось на треть число преподавателей вузов, сокращены сами вузы с 818 до 500, сокращено число студентов с 7050 до 4245 тыс. человек. Основная задача правительства заключалась в сокращении госбюджетного финансирования высшей школы. В статье критически анализируются выбранные методы сокращения: «Эффективный контракт» и снижение контрольных цифр приема. Анализ результатов: переход на ежегодный конкурсный отбор повысил в краткосрочном периоде интенсивность научного труда, но произошел целевой сдвиг в сторону выполнения формальных показателей, от которых после 2012 г. стала зависеть занятость. В ходе исследования обнаружена рожденная годовым контрактом болезнь краткосрочности, которая проявилась в нарушении процесса воспроизводства человеческого капитала отрасли и разрушении малых коопераций научного труда, формирующих научные школы, в усиливающейся эмиграции ученых, в восприятии работы в вузах как неперспективной и сокращении числа аспирантов. В статье дана оценка последствиям перехода на платное и госбюджетное подушевое финансирование. Сделан вывод о необходимости введения института повторного обучения взамен исключения неуспевающих студентов, сокращающего финансирование. В заключении показаны новые долгосрочные угрозы сокращения университетов и преподавателей со стороны стабильного роста индивидуального дистанционного обучения.
AB - Введение: предметом исследования является связь волнообразного процесса сокращения выпускников средней школы и адекватных действий правительства России по сокращению численности профессорско-преподавательского состава и количества вузов после 2012 г. Данные и методы: в качестве метода исследования используется экономический анализ статистических данных количественных изменений основных показателей деятельности высшей школы для выявления перехода в новое качество. Новая экономическая политика была достаточно масштабной, чтобы не вызвать качественные изменения в системе высшего образования. С 2012 по 2018 гг. уменьшилось на треть число преподавателей вузов, сокращены сами вузы с 818 до 500, сокращено число студентов с 7050 до 4245 тыс. человек. Основная задача правительства заключалась в сокращении госбюджетного финансирования высшей школы. В статье критически анализируются выбранные методы сокращения: «Эффективный контракт» и снижение контрольных цифр приема. Анализ результатов: переход на ежегодный конкурсный отбор повысил в краткосрочном периоде интенсивность научного труда, но произошел целевой сдвиг в сторону выполнения формальных показателей, от которых после 2012 г. стала зависеть занятость. В ходе исследования обнаружена рожденная годовым контрактом болезнь краткосрочности, которая проявилась в нарушении процесса воспроизводства человеческого капитала отрасли и разрушении малых коопераций научного труда, формирующих научные школы, в усиливающейся эмиграции ученых, в восприятии работы в вузах как неперспективной и сокращении числа аспирантов. В статье дана оценка последствиям перехода на платное и госбюджетное подушевое финансирование. Сделан вывод о необходимости введения института повторного обучения взамен исключения неуспевающих студентов, сокращающего финансирование. В заключении показаны новые долгосрочные угрозы сокращения университетов и преподавателей со стороны стабильного роста индивидуального дистанционного обучения.
KW - высшее образование в РФ
KW - человеческий капитал
KW - ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
KW - финансирование университетов
U2 - 10.17586/2310-1172-2019-12-2-36-41
DO - 10.17586/2310-1172-2019-12-2-36-41
M3 - статья
SP - 36
EP - 41
JO - НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ НИУ ИТМО. СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
JF - НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ НИУ ИТМО. СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
SN - 2310-1172
IS - 2 (37)
ER -
ID: 50487532