Standard

Последствия сокращения человеческого капитала в системе высшего образования. / Алпатов, Геннадий Евгеньевич.

в: НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ НИУ ИТМО. СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ, № 2 (37), 2019, стр. 36-41.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

Алпатов, ГЕ 2019, 'Последствия сокращения человеческого капитала в системе высшего образования', НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ НИУ ИТМО. СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ, № 2 (37), стр. 36-41. https://doi.org/10.17586/2310-1172-2019-12-2-36-41

APA

Алпатов, Г. Е. (2019). Последствия сокращения человеческого капитала в системе высшего образования. НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ НИУ ИТМО. СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ, (2 (37)), 36-41. https://doi.org/10.17586/2310-1172-2019-12-2-36-41

Vancouver

Алпатов ГЕ. Последствия сокращения человеческого капитала в системе высшего образования. НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ НИУ ИТМО. СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ. 2019;(2 (37)):36-41. https://doi.org/10.17586/2310-1172-2019-12-2-36-41

Author

Алпатов, Геннадий Евгеньевич. / Последствия сокращения человеческого капитала в системе высшего образования. в: НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ НИУ ИТМО. СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ. 2019 ; № 2 (37). стр. 36-41.

BibTeX

@article{1d125c3eb7764663a56423add6b3cb5f,
title = "Последствия сокращения человеческого капитала в системе высшего образования",
abstract = "Введение: предметом исследования является связь волнообразного процесса сокращения выпускников средней школы и адекватных действий правительства России по сокращению численности профессорско-преподавательского состава и количества вузов после 2012 г. Данные и методы: в качестве метода исследования используется экономический анализ статистических данных количественных изменений основных показателей деятельности высшей школы для выявления перехода в новое качество. Новая экономическая политика была достаточно масштабной, чтобы не вызвать качественные изменения в системе высшего образования. С 2012 по 2018 гг. уменьшилось на треть число преподавателей вузов, сокращены сами вузы с 818 до 500, сокращено число студентов с 7050 до 4245 тыс. человек. Основная задача правительства заключалась в сокращении госбюджетного финансирования высшей школы. В статье критически анализируются выбранные методы сокращения: «Эффективный контракт» и снижение контрольных цифр приема. Анализ результатов: переход на ежегодный конкурсный отбор повысил в краткосрочном периоде интенсивность научного труда, но произошел целевой сдвиг в сторону выполнения формальных показателей, от которых после 2012 г. стала зависеть занятость. В ходе исследования обнаружена рожденная годовым контрактом болезнь краткосрочности, которая проявилась в нарушении процесса воспроизводства человеческого капитала отрасли и разрушении малых коопераций научного труда, формирующих научные школы, в усиливающейся эмиграции ученых, в восприятии работы в вузах как неперспективной и сокращении числа аспирантов. В статье дана оценка последствиям перехода на платное и госбюджетное подушевое финансирование. Сделан вывод о необходимости введения института повторного обучения взамен исключения неуспевающих студентов, сокращающего финансирование. В заключении показаны новые долгосрочные угрозы сокращения университетов и преподавателей со стороны стабильного роста индивидуального дистанционного обучения.",
keywords = "высшее образование в РФ, человеческий капитал, ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ, финансирование университетов",
author = "Алпатов, {Геннадий Евгеньевич}",
year = "2019",
doi = "10.17586/2310-1172-2019-12-2-36-41",
language = "русский",
pages = "36--41",
journal = "НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ НИУ ИТМО. СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ",
issn = "2310-1172",
publisher = "НИУ ИТМО",
number = "2 (37)",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Последствия сокращения человеческого капитала в системе высшего образования

AU - Алпатов, Геннадий Евгеньевич

PY - 2019

Y1 - 2019

N2 - Введение: предметом исследования является связь волнообразного процесса сокращения выпускников средней школы и адекватных действий правительства России по сокращению численности профессорско-преподавательского состава и количества вузов после 2012 г. Данные и методы: в качестве метода исследования используется экономический анализ статистических данных количественных изменений основных показателей деятельности высшей школы для выявления перехода в новое качество. Новая экономическая политика была достаточно масштабной, чтобы не вызвать качественные изменения в системе высшего образования. С 2012 по 2018 гг. уменьшилось на треть число преподавателей вузов, сокращены сами вузы с 818 до 500, сокращено число студентов с 7050 до 4245 тыс. человек. Основная задача правительства заключалась в сокращении госбюджетного финансирования высшей школы. В статье критически анализируются выбранные методы сокращения: «Эффективный контракт» и снижение контрольных цифр приема. Анализ результатов: переход на ежегодный конкурсный отбор повысил в краткосрочном периоде интенсивность научного труда, но произошел целевой сдвиг в сторону выполнения формальных показателей, от которых после 2012 г. стала зависеть занятость. В ходе исследования обнаружена рожденная годовым контрактом болезнь краткосрочности, которая проявилась в нарушении процесса воспроизводства человеческого капитала отрасли и разрушении малых коопераций научного труда, формирующих научные школы, в усиливающейся эмиграции ученых, в восприятии работы в вузах как неперспективной и сокращении числа аспирантов. В статье дана оценка последствиям перехода на платное и госбюджетное подушевое финансирование. Сделан вывод о необходимости введения института повторного обучения взамен исключения неуспевающих студентов, сокращающего финансирование. В заключении показаны новые долгосрочные угрозы сокращения университетов и преподавателей со стороны стабильного роста индивидуального дистанционного обучения.

AB - Введение: предметом исследования является связь волнообразного процесса сокращения выпускников средней школы и адекватных действий правительства России по сокращению численности профессорско-преподавательского состава и количества вузов после 2012 г. Данные и методы: в качестве метода исследования используется экономический анализ статистических данных количественных изменений основных показателей деятельности высшей школы для выявления перехода в новое качество. Новая экономическая политика была достаточно масштабной, чтобы не вызвать качественные изменения в системе высшего образования. С 2012 по 2018 гг. уменьшилось на треть число преподавателей вузов, сокращены сами вузы с 818 до 500, сокращено число студентов с 7050 до 4245 тыс. человек. Основная задача правительства заключалась в сокращении госбюджетного финансирования высшей школы. В статье критически анализируются выбранные методы сокращения: «Эффективный контракт» и снижение контрольных цифр приема. Анализ результатов: переход на ежегодный конкурсный отбор повысил в краткосрочном периоде интенсивность научного труда, но произошел целевой сдвиг в сторону выполнения формальных показателей, от которых после 2012 г. стала зависеть занятость. В ходе исследования обнаружена рожденная годовым контрактом болезнь краткосрочности, которая проявилась в нарушении процесса воспроизводства человеческого капитала отрасли и разрушении малых коопераций научного труда, формирующих научные школы, в усиливающейся эмиграции ученых, в восприятии работы в вузах как неперспективной и сокращении числа аспирантов. В статье дана оценка последствиям перехода на платное и госбюджетное подушевое финансирование. Сделан вывод о необходимости введения института повторного обучения взамен исключения неуспевающих студентов, сокращающего финансирование. В заключении показаны новые долгосрочные угрозы сокращения университетов и преподавателей со стороны стабильного роста индивидуального дистанционного обучения.

KW - высшее образование в РФ

KW - человеческий капитал

KW - ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

KW - финансирование университетов

U2 - 10.17586/2310-1172-2019-12-2-36-41

DO - 10.17586/2310-1172-2019-12-2-36-41

M3 - статья

SP - 36

EP - 41

JO - НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ НИУ ИТМО. СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

JF - НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ НИУ ИТМО. СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

SN - 2310-1172

IS - 2 (37)

ER -

ID: 50487532