Пандемия Covid-19 ускорила процессы цифровизации общества.
Особенно это коснулось сферы культуры, которая до той поры осторожно
подходила к диджитализации контента. В 2020 году Государственный
Эрмитаж четырежды закрывался для посетителей: во время локдауна и по
особым распоряжениям Минкульта РФ в марте, мае, ноябре и конце декабря.
По данным М. Б. Пиотровского, количество посетителей за год сократилось
на 80% с отметки 4 900 000 до 836 000 человек [ТАСС 2020].
Резкое снижение потока посетителей побудило музей активно
перестраивать форматы взаимодействия с ними, отдавая при этом
предпочтение созданию цифрового контента. Сотрудники музея стали
авторами онлайн-лекций и экскурсий, онлайн-сюжетов и 3D-туров,
позволившим виртуальным посетителям ощутить полное погружение в
музейные экспозиции. Всё это было объединено в один проект под названием
Hermitage Online. В его рамках проходят экскурсии, знакомства с новыми
экспозициями, показываются сюжеты из циклов работ на определённую
тематику.
Среди самых популярных форматов, по сведениям официальной
группы Эрмитажа в «ВКонтакте», онлайн-экскурсии, которые в период с
01.01.2020 по 01.01.2022 собрали наибольшее число «лайков» – 9 из 10
записей.
В цифровых медиа исследователи выделяют несколько тенденций:
мультимедиатизацию, растущую роль визуализации данных,
всеобъемлющую интерактивность, эволюцию жанров и форматов,
кроссплатформенность [Авдонина, Богатырёва 2020]. Применительно к
объекту нашего анализа мультимедиатизация позволяет интернет-зрителю
кропотливо изучить экспонат как в целом, так и в его подробностях. Во
время экскурсии оператор показывает максимально (насколько это
возможно) близко предметы, о которых рассказывает специалист музея.
Архивные записи и фотографии после сканирования с помощью монтажа
показываются экскурсантам на весь экран. Высокое качество изображения
позволяет разглядеть экспонаты с такой степенью приближения, которая не
всегда доступна посетителям при реальном посещении залов. Несмотря на
то, что возле экспонатов расположены табличка с рассказом о предмете,
современный зритель предпочитает перейти от текстового сообщения к
изобразительному, чем активно пользуются авторы онлайн-экскурсии, ставя
акценты на изобразительных деталях, тем самым добиваясь глубины
восприятия информации. Примечательно, что вместе со специалистом музея
в кадре находится модератор, который озвучивает вопросы, поступающие от
зрителей. Также формат онлайн-экскурсий позволяет переносить культурную
информацию на персональные гаджеты, и это обеспечивает адресную
коммуникацию и интерактивное включение в процесс [Каверина,
Рахматуллина 2017]. Статистические данные Эрмитажа подтверждают
заинтересованность пользователей в онлайн-экскурсиях, которые среди
самых комментируемых «постов» за два года – 6 из 10.
Контент проекта Hermitage Online относится к числу кроссмедийных:
видео распространяются на всех площадках музея, включая сайт и
социальные сети. Так что онлайн-экскурсии соответствуют тенденциям
цифровизации социальных процессов. М. Б. Пиотровский подтверждает эту
гипотезу, рассказывая, что за две недели карантина виртуальный Эрмитаж
посетило 15 миллионов человек, при среднем показателе реальных
посетителей 5 миллионов в год [Российская газета 2020].
Таким образом, трансформация сферы культуры, в частности музеев,
во время пандемии углубила их интеграцию в цифровую жизнь, а новые
форматы позволили современным зрителям сильнее погрузиться в
сокровищницы музеев. Опыт цифровизации музейной жизни позволяет
прогнозировать укрепление тенденции на всеобщий переход к обращению
цифрового эквивалента артефактов истории и культуры в жизни социума.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авдонина Н. А., Богатырёва В. Н. Актуальные тенденции цифровой
журналистики и новых медиа // Вестник ПГУ им. Шолом-Алейхема. 2020. №
2 (30). С. 9-19.
2. Каверина Е. А., Рахматуллина Г. И. Событийные коммуникации в сфере
культуры: стратегии вовлечения // Стратегические коммуникации в бизнесе и
политике. СПб., 2017. № 3. С. 94-97.
3. Пиотровский сообщил, что Эрмитаж потерял 80% очных посетителей.
URL: https://tass.ru/kultura/10189717 (дата обращения 31.01.2021).
4. В Эрмитаж на прогулку. URL: https://rg.ru/2020/04/11/reg-szfo/mihail-
piotrovskij-ermitazh-zakryt-no-v-nem-15-millionov-posetitelej.html (дата
обращения 01.02.2021).