Творческое наследие великого кинорежиссера ХХ в. Акиры Куросавы во многом связано с русской классической литературой. В преддверие 110-летнего юбилея этого мастера важно обратиться к изучению его идей, выросших на почве русской мысли и впитавших в себя ее идеалы. Важно также проследить и обратное влияние его идей и художественных открытий на творческие пути русских кинорежиссеров, писателей, художников. В предлагаемой вниманию читателей статье автор концентрирует свое внимание лишь на одном, но крайне важном для уяснения значения Куросавы аспекте: на воплощении в его творчестве идеалов святости. Идеалы святости существуют в мире идей как концепты сознания целого народа. Акира Куросава с помощью Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого сумел увидеть сквозь преграду внешних различий, столь существенно отделяющих восточную и западную культуры, то тончайшее и неуловимое их сходство, которое является чем-то очень существенным и непреходящим, поскольку имеет духовную природу. Это сходство заключается в отношении к идеалу святости, укорененному в недрах народного коллективного сознания. Оно обнаруживает неожиданное духовное родство, радость узнавания «своего», несмотря даже на разницу религиозного вероисповедания. Правдиво и реалистично изображая жизнь своего народа, Акира Куросава одновременно показал универсальность идеала святости для всех людей и тем самым поставил перед человечеством главные вопросы его существования.