Аннотация. Инициативное бюджетирование является мировым трендом, который реализуется во многих государствах мира. Популярность и распространенность данной формы участия граждан в решении на какие цели лучше направить бюджетные деньги объясняется довольно просто: бюджетирование — это эффективный способ интеграции жителей в процессы управления и благоустройства территории. Принято считать, что данный механизм позволит снизить недоверие между властью и населением
и будет способствовать эффективному сотрудничеству.
В данной статье приводятся теоретические подходы отечественных исследователей к феномену инициативного бюджетирования, анализируется практический опыт реализации инициативного бюджетирования в Санкт-Петербурге. Авторами проанализирован бюджет Санкт-Петербурга, приведены данные сравнительного эмпирического исследования относительно практик реализации партисипаторного бюджетирования в Санкт-Петербурге и крупных европейских городах: в Лиссабоне, Мадриде и Париже. Сделан вывод о том, что, несмотря на схожесть Санкт-Петербурга с данными городами по многим параметрам, тем не менее, Санкт-Петербург демонстрирует явное отставание от данных городов в области реализации
и развития практик партисипаторного бюджетирования.
В частности, в Санкт-Петербурге выделяется меньше средств в целом и в пересчете на одного человека, чем в других европейских городах и меньше процент общего участия и активности жителей в целом. Несмотря на крупный экономический потенциал Санкт-Петербурга и достаточно крупное население города, а также значительные миграционные потоки, которые характерны для города, в действительности суммы, выделяемые на реализацию партисипаторного бюджетирования, в разы меньше, чем в приведенных в исследовании городах. Сделан вывод о том,
что власти города предпочитают распределять средства «сверху — вниз» и с большой осторожностью и недоверием относятся к низовой активности граждан.