В статье рассматриваются особенности гегелевского понимания историко-философского процесса - логический априоризм, преобладание логического над историческим, отвлеченно-мысленного над чувственно воспринимаемым. Указывается, что источником такого подхода является элейский образ мышления Гегеля, имеющий как положительные, так и отрицательные стороны. Положительным свойством такого априоризма является то, что история философии превращается в философскую дисциплину, тогда как негативным следствием логического априоризма оказываются произвольное определение начала и «конца» историко-философского процесса, нарушение порядка и последовательности оного, тенденциозный подбор мыслителей и категориального состава. Показано, что одним из критиков гегелевского понимания философии и ее истории был марксизм. Преодолевая логический априоризм, марксизм ставит на его место априоризм экономический, что приводит к результатам худшим, т. к. история философии утрачивает характер философии.