Под «хореографией текста» понимается литературный текст, описывающий те или иные движения. Под «текстом хореографии» понимается прочтение смысла этих движений.
У Достоевского есть такая мысль: «целые рассуждения проходят иногда в наших головах мгновенно, в виде каких-то ощущений, без перевода на человеческий язык…». Это замечание можно отнести и к фиксации тех или иных движений, которые в художественной литературе заменяют порой страницы описаний, являясь, так сказать, текстом, не «переведенным на человеческий язык».
В произведениях Достоевского можно увидеть запись движений, которая сродни замыслу хореографа, когда через физику тела выражается движение мысли или движение души. К примеру, 5-я глава повести «Двойник» местами похожа на указания – как именно нужно исполнять эту партию – начиная с падения Голядкина, его «тоскливой побежки», его внезапных остановок и бешеного бега от странного прохожего.
Этот бег, эти остановки, смена ритмов, поз, «фигур» – все это сложная, закрученная, как смерч, «хореография раздвоения». Это «танец» невидимого распада личности. Пластическое соло, которое постепенно превращается в «па де де» или «дуэт» с самим собой. И это не фантастический вымысел, а именно тот «реализм в высшем смысле, изображающий все глубины души человеческой», но изображающий опосредованно – через пластику тела. Все эти глаголы – «бежал», «озирался» – есть пластические метафоры того процесса, который происходит внутри героя.
Как и «Двойник», роман «Преступление и наказание» наполнен «глагольными метафорами» внутреннего движения, выраженного в движении телесном. Примеры того, что сам Достоевский называл «осязательно видимой мыслью» можно найти и в других произведениях. В романе «Подросток», в частности, за счет синхронности движений лакея и подростка показано то раннее состояние оскорбленной души подростка, которое порождает в нем «лакея».
В самой проблеме визуальной пластики заложен определенный дуализм: с одной стороны – это вопрос ее создания, с другой – вопрос прочтения. Хореографическая метафора требует не только воображения и таланта от ее создателя, но и тех же свойств и качеств от читателя и зрителя. Распознавание движения, как метафоры – это путь в сторону открытия скрытого смысла знакомых слов, это прочтение «текста хореографии».
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)48 - 78
Число страниц30
ЖурналДостоевский и мировая культура
Номер выпуска19
СостояниеОпубликовано - 8 сен 2022
СобытиеМЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«“ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ”: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ»
: Современное сосотояние изучения
- ИМЛИ РАН, Москва, Российская Федерация
Продолжительность: 1 мар 20223 сен 2022
http://imli.ru/images/Prest_2022_3.pdf

    Предметные области Scopus

  • Гуманитарные науки и искусство (все)

    Области исследований

  • Достоевский, Пушкин, Стерн, Бальзак, визуальная метафора, метафизика, хореография.

ID: 98577287