Статья посвящена рассмотрению зависимости оппозиционного потенциала от политического режима. Рассматривая оппозицию и как институт, реализующий различные политические интересы и позиции, легитимизирующий конфликты, и как совокупность идей и настроений, связанных с критическим отношением к политике официальной власти, автор показывает как работает механизм взаимодействия власти и оппозиции, то есть, по сути, институты конфликторазрешения в политических режимах, которые не соответствуют ни критериям демократий, ни признакам стерильного авторитаризма, выделяя такой основной признак гибридного режима, как имитация демократических институтов в сущностно-авторитарной модели политического управления. На основе предложенного Р. Далем методологического инструментария « публичного оспаривания», показано, что в России часто оппозицию рассматривают как патологию, а не норму политической жизни общества, борьбой с оппозицией снимается различие идеологии и права и легитимизируется внутренняя и внешняя политика, обеспечивая подавлением инакомыслия идейный и ценностный консенсус. В российской политической практике реализуется в основном модель создания искусственной политической конфликтогенности. Однако издержки подавления оппозиции более высоки, чем толерантное отношение к ней.