В статье представлены основные положения гегелевской концепции памяти и языка. Если
античная и средневековая философия видела в памяти лишь условие познания, то в Новое
время утверждение фигуры субъекта приводит к тому, что память перемещается с периферии
философского знания в центр размышлений о самом познающем, о пределах его идентичности,
о границе с внешним миром и объеме возможного познания, т. е. память сама становится фор-
мой определенного знания, особым типом знания. Гегель подводит итог этой новой концепции
памяти, определяя место воспоминания и памяти в структуре духа и в диалектике его самосо-
знания. Важнейшим моментом здесь является роль памяти в формировании представления как
начала высвобождения всеобщности духа из-под власти чувственного настоящего и его еди-
ничных содержаний, а затем в превращении чувственности в средство артикуляции всеобщего,
которое осуществляется в системе языка и происходит благодаря памяти как преимущественно
языковой способности духа. Воспоминание и память определяют