Документы

Цифровой формат смещает акцент социальной коммуникации с трансляции социальных (нормативных) значений на презентацию личностных смыслов (эмоционально-оценочных мнений и переживаний). Это порождает проблему баланса между, с одной стороны, институтом свободы слова и совести, техническими возможностями их выражения, с другой стороны – необходимостью обеспечения личностной и институциональной безопасности, минимизации репутационных рисков, других издержек. Верификация или опровержение этого контента зависит от социально-культурного контекста, соответствующих смысловых картин мира, представления о значимой реальность, которые свойственны для данной общности. В ситуации формализации информационной базы коммуникации возникает вопрос о возможности систематизации смысловых картин мира, их структурировании и привязке к социально-культурным практикам. Для такой систематизации предлагается концепция ценностно-регулятивных систем (ЦРС), позволяющая операционализировать идею смысловых картин мира.
Современные коммуникативные технологии создают уникальную ситуацию. Во-первых, это возможность глубокой дивергенции ЦРС различного уровня и практик. А во-вторых, – возможность их пересечения и наложения. Тем самым, сетевые коммуникации создают, если не приумножают, конфликты различных смысловых картин мира, связанных с различными ЦРС. Таким образом, возникает нетривиальная проблема результатов этого взаимодействия и ответственности за эти результаты. Это выражается в необходимости нового осмысления ответственности – не только как социального института, но и проявления субъектности, как источника, средства и результата социальной коммуникации.
Язык оригиналарусский
Название основной публикацииИнженеры смыслов в новой реальности: тренды и практики коммуникационной индустрии : коллективная монография
Место публикацииСПб
ИздательПолитех-экспресс
Страницы27-39
Число страниц13
ISBN (печатное издание)978-5-7422-7986-0
СостояниеОпубликовано - 2022
Опубликовано для внешнего пользованияДа

    Области исследований

  • ответственность, прагмасемантика, смысловые картины мира, социальная коммуникация, фейки, ценностно-регулятивные системы, цифровизация

ID: 116133498