Ссылки

Постановка вопроса о необходимости и характеристиках профессиональной идеологии журналистики вызвана требованиями укрепления интеграции общества и ростом значения медиапространства в человеческой жизни. Журналистика как социальный институт обеспечивает интеграцию исполнением непротиворечивых профессиональных функций, использованием общего языка массовой коммуникации, единых и доступных медиатехнологий. В определении параметров идентификации профессиональной идеологии журналистики используются данные психологических исследований деятельности, выводы о взаимозависимости условий труда и технологических изменений, результаты анализа профессиональной этики и характеристик идентичности журналиста. Цель исследования заключается в обосновании методологии изучения профессиональной идеологии журналистики, которая представляет собой основной объект изучения. В структуре идеологии главное внимание уделяется ее неизменным универсальным компонентам и сущностным характеристикам. Методологически исследование опирается на принципы системного институционального анализа, позволяющие описать журналистику как целостный и устойчивый феномен, а также на подходы в рамках ролевого анализа профессиональной идентичности - функционально-социологический, коммуникативно-психологический и культурно-антропологический. На первом этапе определяется модель анализа с выделением ядерных компонентов идеологии и характеристик ее периферии. На втором этапе предлагаются траектории идентификации профессиональной идеологии, позволяющие выявить внутренние (профессиональные) и внешние среды (нормативно-правовая, социальная, образовательно-педагогическая, научно-теоретическая) ее порождения. На третьем этапе определяются параметры идентификации профессиональной идеологии журналистики (миссия, стратегия, тактика, ценностный базис) и их отражения как компонентов, форм выражения, регуляторов деятельности и способов реализации. На четвертом этапе выделяются индикаторы параметров оценивания профессиональной идеологии, среди которых наибольшее внимание уделяется ее универсальным характеристикам. В комплексе вариативных параметров определяются организационные, текстологические, социально-политические и культурно-образовательные индикаторы. На пятом этапе определяются персональные параметры оценивания профессиональной идеологии на уровне личности журналиста: ориентации, установки, статусы и роли.
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)183-198
ЖурналВопросы теории и практики журналистики
Том12
Номер выпуска2
СостояниеОпубликовано - 2023

    Предметные области Scopus

  • Социальные науки (все)

    Области исследований

  • профессиональная идеология, журналистика, социальный институт, идентификация, идентичность

ID: 106817113