При анализе и характеристике современных форм уголовного процесса принято использовать сравнительно-правовые типологии. В рамках сравнительно-правового подхода уголовный процесс традиционно подразделяется на следственный и состязательный. Каждый из этих типов характеризуется определенным спектром идеальных признаков, противопоставленных друг другу и встроенных в более широкую типологию правовых семей. В статье ставится вопрос о существовании третьей универсальной модели уголовного процесса, в качестве которой рассматривается уголовный процесс стран исламского правления (исламский). Сделан вывод о том, что по своему техническому построению (на уровне его процессуальной формы) исламский уголовный процесс принадлежит к следственному типу. Однако если рассматривать исламский уголовный процесс с точки зрения его процессуального содержания, имеющего религиозно-правовое объяснение, то он, несомненно, обладает спецификой, позволяющей говорить о нем как о самостоятельном идеальном типе (универсальной модели). Об этом свидетельствуют три признака: верховенство Корана и Сунны над законодательством и прецедентом; приоритет иджмы (единогласного мнения мусульманских ученых-правоведов) над законом (его процессуально и материально-правовыми положениями) и судебными решениями (прецедентом); осуществление правосудия только кади (судьей, который в силу религиозного долга подчиняет себе всех участников уголовного процесса и несет ответственность за его ход и результат).