Негативный прайминг (НП) с единичными праймами проявляется в замедлении реакции на целевой стимул, совпадающий с предъявленным ранее праймом. В данной работе обсуждается возможность рассмотрения этого эффекта как следствия последействия негативного выбора - тенденции повторно не осознавать то, что ранее не было осознано. Такое объяснение предполагает возможность обнаружения НП при отсутствии дистракторов и многократного повторения стимулов, что проверяется в экспериментах. Рассматривается также взаимодействие механизмов негативного и позитивного прайминга (ПП). Предполагается, что НП должен ослабевать в условиях повышения «доверия» когнитивной системы к праймам (за счет усиления тенденций, лежащих в основе ПП). В связи с этим исследуется влияние на НП конгруэнтности предшествующей пробы. Участники исследования выполняли задачу распознания медленно проявляющихся слов (эксп. 1-2) или чисел (эксп. 3-4). Перед этим на короткое время предъявлялись праймы, в половине случаев совпадавшие с целевыми стимулам. В эксперименте 1 было обнаружено замедление распознавания слов при совпадении праймов и целей. В экспериментах 2-4 НП сменялся ПП (эксп. 2) либо ослабевал (эксп. 3-4) после конгуэнтных проб.