В данной работе представлены результаты исследования взаимосвязи уровня самоотношения и параметров психологической зрелости в подростково-юношеском возрасте с целью выявления ресурсов и потенциальных мишеней психологического воздействия. Выборку составили 79 респондентов в возрасте от 14 до 17 лет (39 юношей и 40 девушек). Выборка была разделена на три группы по уровню самоотношения.
Методы исследования: тест-опросник самоотношения, методика диагностики личностной зрелости, многомерно-функциональная диагностика «ответственности», методики исследования личностной и профессиональной идентичности, тест смысложизненных ориентаций.
Исследование выявило, что показатели самоотношения в подростково-юношеском возрасте неустойчивы и ситуативны. Низкий уровень самопринятия связан со склонностью к самообвинению.
При изучении психологической зрелости выявлена важность самоотношения в целом и умения принимать разные стороны своей личности. Факторный анализ выделил три фактора с разными взаимосвязями компонентов психологической зрелости и самоотношения: фактор высокой удовлетворенности жизнью и направленности на деятельность, фактор ответственности и фактор рефлексивности. Данные факторы помогают выявить ресурсы личности, а также мишени психологической работы с проблемами подростков и юношества.