Standard

Философия Сократа: формирование и трансформация советского канона. / Мочалова, Ирина Николаевна.

в: ПЛАТОНОВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, Том 12, № 1, 2020, стр. 141-158.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{8af9e1b7c96c4882bd8c3017460ce991,
title = "Философия Сократа: формирование и трансформация советского канона",
abstract = "Статья посвящена анализу трансформации образа Сократа в контексте советской идеологии. Фигура Сократа рассматривается в качестве своеобразного маркера смены идеологических парадигм и связанного с этими процессами изменения историко-философского канона. Выделяются три периода советской рецепции образа и учения Сократа: 1) 20-е годы; 2) 30-50-е годы и 3) 60-80-е годы XX века. В качестве репрезентативных текстов первого периода рассматриваются работы о Сократе С.А. Жебелёва (1923), К.И. Сотонина (1925) и В.К. Сережникова (1929). Отсутствие заданного канона позволяет каждому из авторов реализовать собственную стратегию, тем самым обозначив возможные прочтения образа Сократа в рамках советской идеологии. Второй период характеризуется формированием (работы В.К. Серёжникова, М.А. Дынника и др.) канонического образа Сократа как классового и идеологического врага, чье учение служит защите буржуазных ценностей и моральному оправданию эксплуатации и угнетения народа. С середины 60-х годов можно говорить о реабилитации Сократа и смене исследовательской парадигмы (В.Ф. Асмус, М.А. Дынник). В условиях деградации советских ценностей в позднесоветский («застойный») период складывается новый канон, представляющий Сократа в качестве героической и высоконравственной личности. Многократное тиражирование книг В.С. Нерсесянца и Ф.Х. Кессиди с неизменным названием «Сократ» делает Сократа наиболее узнаваемым античным философом и определяет его место в массовом сознании как мудрейшего мыслителя.",
author = "Мочалова, {Ирина Николаевна}",
year = "2020",
doi = "10.25985/PI.12.1.06",
language = "русский",
volume = "12",
pages = "141--158",
journal = "ПЛАТОНОВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ",
issn = "2410-3047",
publisher = "Plato Philosophical Society",
number = "1",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Философия Сократа: формирование и трансформация советского канона

AU - Мочалова, Ирина Николаевна

PY - 2020

Y1 - 2020

N2 - Статья посвящена анализу трансформации образа Сократа в контексте советской идеологии. Фигура Сократа рассматривается в качестве своеобразного маркера смены идеологических парадигм и связанного с этими процессами изменения историко-философского канона. Выделяются три периода советской рецепции образа и учения Сократа: 1) 20-е годы; 2) 30-50-е годы и 3) 60-80-е годы XX века. В качестве репрезентативных текстов первого периода рассматриваются работы о Сократе С.А. Жебелёва (1923), К.И. Сотонина (1925) и В.К. Сережникова (1929). Отсутствие заданного канона позволяет каждому из авторов реализовать собственную стратегию, тем самым обозначив возможные прочтения образа Сократа в рамках советской идеологии. Второй период характеризуется формированием (работы В.К. Серёжникова, М.А. Дынника и др.) канонического образа Сократа как классового и идеологического врага, чье учение служит защите буржуазных ценностей и моральному оправданию эксплуатации и угнетения народа. С середины 60-х годов можно говорить о реабилитации Сократа и смене исследовательской парадигмы (В.Ф. Асмус, М.А. Дынник). В условиях деградации советских ценностей в позднесоветский («застойный») период складывается новый канон, представляющий Сократа в качестве героической и высоконравственной личности. Многократное тиражирование книг В.С. Нерсесянца и Ф.Х. Кессиди с неизменным названием «Сократ» делает Сократа наиболее узнаваемым античным философом и определяет его место в массовом сознании как мудрейшего мыслителя.

AB - Статья посвящена анализу трансформации образа Сократа в контексте советской идеологии. Фигура Сократа рассматривается в качестве своеобразного маркера смены идеологических парадигм и связанного с этими процессами изменения историко-философского канона. Выделяются три периода советской рецепции образа и учения Сократа: 1) 20-е годы; 2) 30-50-е годы и 3) 60-80-е годы XX века. В качестве репрезентативных текстов первого периода рассматриваются работы о Сократе С.А. Жебелёва (1923), К.И. Сотонина (1925) и В.К. Сережникова (1929). Отсутствие заданного канона позволяет каждому из авторов реализовать собственную стратегию, тем самым обозначив возможные прочтения образа Сократа в рамках советской идеологии. Второй период характеризуется формированием (работы В.К. Серёжникова, М.А. Дынника и др.) канонического образа Сократа как классового и идеологического врага, чье учение служит защите буржуазных ценностей и моральному оправданию эксплуатации и угнетения народа. С середины 60-х годов можно говорить о реабилитации Сократа и смене исследовательской парадигмы (В.Ф. Асмус, М.А. Дынник). В условиях деградации советских ценностей в позднесоветский («застойный») период складывается новый канон, представляющий Сократа в качестве героической и высоконравственной личности. Многократное тиражирование книг В.С. Нерсесянца и Ф.Х. Кессиди с неизменным названием «Сократ» делает Сократа наиболее узнаваемым античным философом и определяет его место в массовом сознании как мудрейшего мыслителя.

U2 - 10.25985/PI.12.1.06

DO - 10.25985/PI.12.1.06

M3 - статья

VL - 12

SP - 141

EP - 158

JO - ПЛАТОНОВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

JF - ПЛАТОНОВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

SN - 2410-3047

IS - 1

ER -

ID: 74700121