Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
В. И. Ламанский и истоки «русского византизма». / Малинов, Алексей Валерьевич.
в: ВЕСТНИК ПРАВОСЛАВНОГО СВЯТО-ТИХОНОВСКОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 1: БОГОСЛОВИЕ. ФИЛОСОФИЯ. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ, Том 100, № 100, 29.04.2022, стр. 67-87.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - В. И. Ламанский и истоки «русского византизма»
AU - Малинов, Алексей Валерьевич
N1 - Funding Information: Abstract: The article deals with the attitude of the prominent Russian Slavist Vladimir Ivanovich Lamansky (1833–1914) to the history and cultural heritage of Byzantium. Although the term “Byzantism” characterises the philosophical-historical doctrine of K.N. Leontiev, a number of theses developed in K.N. Leontiev’s conception were proposed earlier by V.I. Lamansky. It is suggested that Lamansky had an influence on Leontiev’s views, especially those related to Byzantium. The article shows the development of Lamansky’s views on Byzantium from his first monograph On the Slavs in Asia Minor, Africa and Spain up to his last unfinished book The Slavonic Hagiography of St. Cyril as a Religious Epic and a Historical Source. The article also shows the similarity between V.I. Lamansky’s views on the difference of ages of peoples and cultures and the organicist conceptions of N.Ya. Danilevsky and K.N. Leontiev. It also studies Lamansky’s interpretation of the mutual relations between Slavs and Greeks, and the relationship between Slavs and the Eastern Roman Empire. It is demonstrated that the main influence of Byzantium was related to the development of state conceptions of the Slavs and their conversion to Orthodoxy. The special significance of Orthodoxy was in the recognition of the rights of national languages (divine service in local languages and the development of writing systems), which led to a better acquaintance of Orthodox peoples with Christian doctrine. The article highlights V.I. Lamansky’s opinion on the * This study was funded by the Russian Science Foundation (project № 21-18-00153, St. Petersburg State University). Publisher Copyright: © 2022 St. Tikhon's University. All rights reserved.
PY - 2022/4/29
Y1 - 2022/4/29
N2 - В статье рассматривается отношение крупнейшего отечественного слависта Владимира Ивановича Ламанского (1833–1914) к истории и культур-ному наследию Византии. Отмечается, что хотя в исследовательской литера-туре термином «византизм» характеризуют философско-историческое учение К. Н. Леонтьева, ряд положений, развитых в концепции К. Н. Леонтьева, были высказаны ранее В. И. Ламанским. Выдвигается предположение, что В. И. Ла-манский оказал влияние на формирование взглядов К. Н. Леонтьева, в частно-сти на Византию, как при личном знакомстве, так и своими публикациями. По-казано развитие воззрений В. И. Ламанского на Византию, начиная с его первой монографии «О славянах в Малой Азии, в Африке и в Испании» и заканчивая последней, неоконченной книгой ученого «Славянское житие св. Кирилла как религиозно-эпическое произведение и как исторический источник». Указыва-ется на близость учения В. И. Ламанского о различии возрастов народов и куль-тур с органицистскими концепциями Н. Я. Данилевского и К. Н. Леон тьева. Рассматривается интерпретация В. И. Ламанским взаимных отношений славян и греков, отношений славян, прежде всего балканских, к Восточной римской империи. Отмечается, что основное влияние Византии было связано с развити-ем у славян государственных понятий и принятием православной веры. Особое значение православия состояло в признании прав национальных языков (разра-ботка письменности, богослужение на родном языке), что давало возможность народам, принимающим новую веру, глубже усваивать христианское учение. Приводится мнение В. И. Ламанского о причинах падения Восточной римской империи: забвение универсального смысла христианства, эллинизация, распро-странение национализма. Раскрывается понимание В. И. Ламанским смысла империи — единого христианского царства, наследником которого в нынешних условиях является Россия. Делается вывод, что интерес к изучению Византии и поддержка византиноведческих исследований со стороны Ламанского был след-ствием разработки им собственного историософского учения о трех цивилиза-ционных мирах (романо-германском, греко-славянском и азиатском).
AB - В статье рассматривается отношение крупнейшего отечественного слависта Владимира Ивановича Ламанского (1833–1914) к истории и культур-ному наследию Византии. Отмечается, что хотя в исследовательской литера-туре термином «византизм» характеризуют философско-историческое учение К. Н. Леонтьева, ряд положений, развитых в концепции К. Н. Леонтьева, были высказаны ранее В. И. Ламанским. Выдвигается предположение, что В. И. Ла-манский оказал влияние на формирование взглядов К. Н. Леонтьева, в частно-сти на Византию, как при личном знакомстве, так и своими публикациями. По-казано развитие воззрений В. И. Ламанского на Византию, начиная с его первой монографии «О славянах в Малой Азии, в Африке и в Испании» и заканчивая последней, неоконченной книгой ученого «Славянское житие св. Кирилла как религиозно-эпическое произведение и как исторический источник». Указыва-ется на близость учения В. И. Ламанского о различии возрастов народов и куль-тур с органицистскими концепциями Н. Я. Данилевского и К. Н. Леон тьева. Рассматривается интерпретация В. И. Ламанским взаимных отношений славян и греков, отношений славян, прежде всего балканских, к Восточной римской империи. Отмечается, что основное влияние Византии было связано с развити-ем у славян государственных понятий и принятием православной веры. Особое значение православия состояло в признании прав национальных языков (разра-ботка письменности, богослужение на родном языке), что давало возможность народам, принимающим новую веру, глубже усваивать христианское учение. Приводится мнение В. И. Ламанского о причинах падения Восточной римской империи: забвение универсального смысла христианства, эллинизация, распро-странение национализма. Раскрывается понимание В. И. Ламанским смысла империи — единого христианского царства, наследником которого в нынешних условиях является Россия. Делается вывод, что интерес к изучению Византии и поддержка византиноведческих исследований со стороны Ламанского был след-ствием разработки им собственного историософского учения о трех цивилиза-ционных мирах (романо-германском, греко-славянском и азиатском).
KW - византизм
KW - Ламанский
KW - ЛЕОНТЬЕВ
KW - православие
KW - империя
KW - греки
KW - славяне
KW - Византия
KW - исторический организм
KW - Slavs
KW - Leontiev
KW - Empire
KW - Byzantium
KW - Byzantism
KW - Greeks
KW - historical organism
KW - Lamansky
KW - Orthodoxy
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/0229f836-fd15-37c3-991a-72db343220fe/
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85136258386&partnerID=8YFLogxK
U2 - 10.15382/sturI2022100.67-87
DO - 10.15382/sturI2022100.67-87
M3 - статья
VL - 100
SP - 67
EP - 87
JO - Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo Gumanitarnogo Universiteta, Seria I. Bogoslovie, Filosofia, Religiovedenie
JF - Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo Gumanitarnogo Universiteta, Seria I. Bogoslovie, Filosofia, Religiovedenie
SN - 1991-640X
IS - 100
ER -
ID: 96540718