Документы

DOI

Для оценки отношения к исихастской традиции в русской пореформенной культуре XIX века мы прибегаем к сравнению двух произведений, принадлежащих Г. И. Недетовскому (псевдоним - О. Забытый) (1846-1922), написанных в разных жанрах: патрологической статьи «Варлаамитская ересь» (1872) и повести «Миражи» (1882). В первую очередь мы стремимся выделить психологическую установку Недетовского-патролога. Эта установка, на наш взгляд, чрезвычайно точно описывает тот фон, на котором происходило восприятие исихазма «высо- кой» культурой XIX, а возможно, и XIV веков. Понимание этой психологической установки, при которой восприятие исихазма оказывается невозможным, делает зато возможной реконструкцию «русской культуры без исихазма». Эта реконструкция, с одной стороны, нашла свое художественное выражение в «Миражах» О. Забытого, а с другой стороны, она имела реальное (пусть и фрагментарное) воплощение в светской культуре образованного русского общества конца XIX века. Нежизнеспособность конструкций «России без исихазма» является осуществленным по принципу reductio ad absurdum доказательством того, насколько в действительности важна исихастская традиция для русской культуры.
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)158-170
Число страниц12
ЖурналХристианское чтение
Номер выпуска1
DOI
СостояниеОпубликовано - 2018

    Области исследований

  • CВТ. ГРИГОРИЙ ПАЛАМА, ST. GREGORY PALAMAS, ИСИХАЗМ, HESYCHASM, ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ НЕДЕТОВСКИЙ, GRIGORY IVANOVICH NEDETOVSKY, ОТЕЦ ЗАБЫТЫЙ, ВАРЛААМ КАЛАБРИЙСКИЙ, BARLAAM OF CALABRIA, РУССКАЯ ПАТРОЛОГИЯ, RUSSIAN PATROLOGY, ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА, RUSSIAN CULTURE, OTETS ZABYTY (FATHER FORGOTEN)

    Предметные области Scopus

  • Философия
  • История

ID: 45037226