Современный кинематограф переживает всплеск интереса к теме
старости. Отмечая этот тренд, авторы статьи обобщают опыт отечественного
кино последних четырех десятилетий, посвященного теме заботы о стариках. По-
скольку кинофильмы представляют собой один из способов рефлексии общества
о самом себе, целью текста являлся обзор «серебряного экрана», позволяющий
зафиксировать возможные изменения в представлениях о легитимных способах
заботы и ухода. Авторы полагают, что демонстрация человека в качестве объекта
заботы является одной из стратегий приписывания состояния старости герою на
экране. Для содержательного анализа кинофильмов адаптирован метод иконогра-
фии (Э. Панофский), позволяющий выявлять «правила» построения режиссер-
ских высказываний о способах заботы на основе выделения ряда характеристик
в репрезентации рассматриваемой темы и последующего сопоставления их между
собой. Авторы берут за основу типологию моделей заботы по субъекту действия
и выделяют пять вариантов организации заботы, представленных в отечествен-
ных кинофильмах рассматриваемого периода: проживание дома в одиночку, когда
источником заботы служат соседи (иные чужие люди); проживание дома с семьей,
члены которой осуществляют заботу; проживание дома в одиночку, когда забота
осуществляется (платными) специалистами; проживание в госучреждении (до-
мах престарелых) с профессиональным уходом; наконец, проживание в частном
пансионате для пожилых людей, где также осуществляется профессиональная за-
бота. Представляется, что вынесение на обочину российского кинодискурса се-
мейной заботы, а также визуализация с начала 1990-х годов такого способа забо-
ты, как коммунитарный (со стороны соседей, сочувствующих чужих людей)
свидетельствуют о культурном конфликте традиционных и новых практик ухода.