Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Политические практики: проблематизация данности или поклонение ей? / Гудалов, Николай Николаевич.
в: ПОЛИС. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, № 5, 2020, стр. 177-185.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Политические практики: проблематизация данности или поклонение ей?
AU - Гудалов, Николай Николаевич
N1 - Гудалов Н. Н. Политические практики: проблематизация данности или поклонение ей? – Полис. Политические исследования. 2020. № 5. С. 177-185. https://doi.org/10.17976/jpps/2020.05.13
PY - 2020
Y1 - 2020
N2 - Обзор инициирован выходом книги Джона Ганнела “Conventional Realism and Political Inquiry: Channeling Wittgenstein” (Chicago, London: The University of Chicago Press, 2020). В теоретико-методологическом плане его подход развивает актуальную повестку практического и лингвистического поворотов, хорошо иллюстрируя и ее издержки. Цель обзора – определить вклад работы Ганнела и выявить проблемы в этом контексте. Решены три задачи: сделан обзор основных идей книги; частных ее недостатков; проблем, репрезентативных для указанной широкой тематики. Сначала параллельно решены первые две задачи, затем – третья. Отталкиваясь от идей Людвига Витгенштейна, Ганнел раскрывает свою позицию “конвенционального реализма” применимо к политике. Ганнел системно показал, что политика во многом заключается в коллективных языковых практиках людей, которые множественны и изменчивы. Они не могут быть сведены к какой-либо догматической парадигме, злоупотребляющей риторикой метафизики, “естественности” или “науки” для оправдания той или иной политики. В создании множества практик и в их изменении заключена коллективная творческая свобода людей. Она же предполагает и их ответственность. Однако отмечена уязвимость общей идеи, преувеличивающей единство содержания мышления и языка. Показаны три тесно связанные, репрезентативные проблемы, прямо касающиеся политики. Первая и самая широкая – в сочетании тривиальности и релятивизма. Не вполне ясно, как сопоставлять разные практики, понимать связи между ними. Сохраняются риски реификации социальной “данности” или тривиальной констатации произвольного “переключения” между “данностями”. Больше внимания нужно уделять критическим, не релятивистским, но и не догматическим концепциям рациональности. Вторая проблема – в том, что недооценена роль философии и политической науки в рационально-критической оценке политических практик. Третья – в том, что сам Ганнел сначала критиковал обоснование практик учеными, но затем во многом сделал то же самое, отстаивая нормативный ориентир демократии.
AB - Обзор инициирован выходом книги Джона Ганнела “Conventional Realism and Political Inquiry: Channeling Wittgenstein” (Chicago, London: The University of Chicago Press, 2020). В теоретико-методологическом плане его подход развивает актуальную повестку практического и лингвистического поворотов, хорошо иллюстрируя и ее издержки. Цель обзора – определить вклад работы Ганнела и выявить проблемы в этом контексте. Решены три задачи: сделан обзор основных идей книги; частных ее недостатков; проблем, репрезентативных для указанной широкой тематики. Сначала параллельно решены первые две задачи, затем – третья. Отталкиваясь от идей Людвига Витгенштейна, Ганнел раскрывает свою позицию “конвенционального реализма” применимо к политике. Ганнел системно показал, что политика во многом заключается в коллективных языковых практиках людей, которые множественны и изменчивы. Они не могут быть сведены к какой-либо догматической парадигме, злоупотребляющей риторикой метафизики, “естественности” или “науки” для оправдания той или иной политики. В создании множества практик и в их изменении заключена коллективная творческая свобода людей. Она же предполагает и их ответственность. Однако отмечена уязвимость общей идеи, преувеличивающей единство содержания мышления и языка. Показаны три тесно связанные, репрезентативные проблемы, прямо касающиеся политики. Первая и самая широкая – в сочетании тривиальности и релятивизма. Не вполне ясно, как сопоставлять разные практики, понимать связи между ними. Сохраняются риски реификации социальной “данности” или тривиальной констатации произвольного “переключения” между “данностями”. Больше внимания нужно уделять критическим, не релятивистским, но и не догматическим концепциям рациональности. Вторая проблема – в том, что недооценена роль философии и политической науки в рационально-критической оценке политических практик. Третья – в том, что сам Ганнел сначала критиковал обоснование практик учеными, но затем во многом сделал то же самое, отстаивая нормативный ориентир демократии.
KW - политическая теория
KW - теория международных отношений
KW - политическая философия
KW - язык
KW - практика
KW - Джон Ганнел
KW - Людвиг Витгенштейн
KW - political theory
KW - RELATIONS THEORY
KW - POLITICAL PHILOSOPHY
KW - LANGUAGE
KW - Practice
KW - JOHN GUNNELL
KW - LUDWIG WITTGENSTEIN
UR - https://www.politstudies.ru/article/5709
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43958796
M3 - статья
SP - 177
EP - 185
JO - Polis. Political Studies
JF - Polis. Political Studies
SN - 1026-9487
IS - 5
ER -
ID: 62425156