Гидроцефалия представляет собой одно из самых частых неврологических и нейрохирургических заболеваний у детей, оказывающих негативное воздействие на дальнейшее психическое развитие ребенка. Вместе с тем отмечается явная недостаточность клинико-психологических исследований особенностей психического развития детей с гидроцефалией. Целью исследования является изучение нейропсихологических и интеллектуальных особенностей детей дошкольного возраста, наблюдавшихся в младенческом возрасте по поводу окклюзионной гидроцефалии или гидроцефального синдрома. Мы исследовали 45 детей, среди них 23 ребенка имели окклюзионную гидроцефалию или же прогрессирующую гидроцефалию в анамнезе, по поводу которой были выполнены нейрохирургические операции, а также 22 ребенка, у которых клинически на первом году отмечался гидроцефальный синдром и проводилось консервативное лечение, а в дальнейшем сохранялась дилатация боковых желудочков мозга по данным дополнительных методов обследования. Полученные данные сопоставлены с результатами исследования 23 нормально развивающихся детей, не имевших признаков внутричерепных структурных изменений. Проводилось изучение уровня развития интеллектуальных способностей, а также качественных особенностей развития когнитивных функций с использованием методики Дж. Фреча «Интеллект в картинках» в адаптации Н. А. Шумской. Также исследовались особенности развития нейропсихологических функций с помощью шести шкал нейропсихологической батареи. Обработка данных была выполнена с использованием методов математической статистики, проведены дисперсионный и корреляционный анализ. У детей, оперированных по поводу окклюзионной гидроцефалии, отмечены симптомы задержки психического развития. В целом наибольшие сложности отмечены при выполнении детьми субтестов, связанных с конструктивными заданиями и тестами, оценивающими внимание. Они также испытывают трудности при выполнении заданий на акустический гнозис, у них отмечена ярко выраженная задержка развития практической функции. У детей, наблюдавшихся на первом году по поводу гидроцефалии (гипертензионно-гидроцефального синдрома) и получавших консервативное лечение, в дошкольном возрасте уровень развития интеллектуальных функций находится в диапазоне возрастной нормы.
Переведенное названиеCLINICO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF CHILDREN WITH HYDROCEPHALUS (SYSTEM- STRUCTURAL ANALYSIS)
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)59-68
ЖурналНЕЙРОХИРУРГИЯ И НЕВРОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
Номер выпуска2(56)
СостояниеОпубликовано - 2018

ID: 76089545