Свидетельская литература – важный и значимый фактор формирования исторической памяти. Свидетельские нарративы от третьего лица хорошо известны, не менее известны художественные описания от первого лица. Однако фактологические нарративные свидетельства от первого лица представляют особый интерес. Это первоначальные нарративы рефлексии личного опыта. Кроме того, эта рефлексивная наррация содержит динамику выстраивания целостной осмысленной картины мира, включая изменения содержания этой картины. Статья содержит результаты ценностно-нормативного анализа малоизвестных источников свидетельской литературы, в которых представлен опыт переживаний репрессий в СССР 1920-1980 гг.
Обобщение результатов анализа позволяет говорить о двух циклах радикального перформатирования смысловой картины мира. В свою очередь, каждый такой цикл включает две фазы. Первая фаза связана с остранением привычного опыта и лиминальностью нового опыта. Вторая фаза выражает последующую реаггрегацию нового осмысления социального бытия. Эта динамика очень близка динамике осмысляющей наррации военных переживаний. Главные отличия связаны с большей акцентировкой виктимизации, другим отношением к акторам и причинам виктимизации.
С годами свидетельская литература становится все более важным материалом для социально-культурной инженерии выстраивания представлений о печальных событиях прошлого – их забвения (как осмысленного незабвения) с целью недопущения повторения в настоящем и будущем. Простое замалчивание таких обстоятельств образует неизжитые травмы общественного сознания, его «невротичность», невозможность дистанцироваться от прошлого, уверенно жить дальше, вызывая навязчивые ассоциации, а то и повторы, становится источником внутренних и внешних конфликтов. Конструктивное забвение обеспечивает не замалчивание и вычеркивание, а систематическое осмыслением исторического опыта.