Современный мир характеризуется глобальными культурными диффузиями. Эта историческая ситуация, имеет значительные последствия для настоящего и будущего развития культуры. Повысить оснащенность исследователей в раскрытии и изучении новых ракурсов этнокультурных трансформаций, позволяет редко используемое этнографами и антропологами понятие псевдоморфизм. В статье осуществляется последовательное раскрытие методологических возможностей и достоинств этнокультурных исследований, ориентированных на предметно-вещный, символический и трансперсональный уровень культурной жизни. Выявляются проблемные зоны, касающиеся параметров подлинности информации на каждом из названных уровней. Рассматриваются дискуссионные последствия администрирования этнокультурной жизни в России и Европе. Ставится под вопрос степень достоверности исследований, опирающихся на формальные и статистические показатели. Проведенный анализ реалий современной этнической и религиозной жизни, позволяет автору сделать вывод, что понятие псевдоморфизм методологически облегчает изучение неорганичных форм межкультурного взаимодействия, обладая значительным эвристическим потенциалом для обнаружения и анализа малоизученных этнокультурных процессов.