Статья посвящена смысловой структуре и поэтике повести Л.И.Бородина «Третья правда». Автор предпринимает попытку прочтения «Третьей правды» с привлечением актуальных методик мифопоэтического анализа. Внимание сосредоточено на смысле названия, ключевых художественных концептах и ключевом персонажном ряде Рябинин — Селиванов — Оболенские. Подробно исследуется поэтика имени персонажей, художественное пространство, которое им принадлежит. Базовым назван онтологически важный для писателей-сибиряков художественный концепт «тайга», позволяющий транслировать характерное отношение к миру природы. В ассоциативном поле концепта выявляются обладающие аксиологической семантикой компоненты. Автор приходит к следующим выводам: Бородину удалось зафиксировать во взаимоотношениях основных персонажей приближающееся завершение героического этапа национальной истории; получилось показать в судьбе Селиванова отражение трагизма новой, «городской» реальности, подавляющей национально-исторические инстинкты, дефомирующей аксиологические основы бытия. Автор статьи полагает, что самое важное для писателя в трагических судьбах Рябинина, Селиванова, Оболенского — отрицание возможности обретения человеком в новых социальных и исторических условиях той степени свободы, которая дает «сыну неба и земли» возможность жизнеустроительства в соответствии с «третьей», читай, подлинной и единственной правдой, предполагающей совмещение «Божьей воли, природно-космического и естественно-исторического начал» (Ю.Н.Давыдов). Преодолеть цивилизационное давление никому из героев «Третьей правды» не удается. Рябинин уничтожен физически. Погибают утратившие свое время и пространство Оболенские. Нравственные потери на пути преодоления несет Селиванов. Выход из цивилизационного конфликта видится только в авторской жизненной стратегии, которая определяется пониманием правды к этического выбора в пользу справедливости.