В статье рассмотрены взгляды российских историков-эмигрантов на проблему возникновения и особенностей древнерусской государственности. Без понимания сути политической организации в древнейший период восточнославянской истории - так называемой Киевской Руси (IX - начало XIII в.) - не понять не только самой этой Киевской Руси, но и последующей истории России, Украины и Белоруссии. Цель данной статьи - вставить идеи, высказанные эмигрантской историографией, в общий контекст развития российской историографии, что, к сожалению, не делается в нашей исторической литературе. В этом смысле эмигрантская историография стала естественным (или скорее противоестественным) продолжением всех тех достижений, которые были сделаны в «дореволюционное» время. Как известно, центрами русской эмиграции и ее научных исследований стали европейские столицы - Берлин, Лондон, Париж, София. Особое место в этом ряду принадлежало Праге и Белграду, где сформировались крупнейшие центры российской науки в изгнании. В сложных социальных и академических условиях шла активная научная работа, дискуссии, ставились основополагающие проблемы конструирования национальной истории. Например, впервые именно в эмиграции историки встали перед задачей «дележа» древнерусского наследия. Как показано в статье, основу подхода к политогенезу в эмигрантской историографии составила так называемая «демократическая» концепция, разработанная в историографии второй половины XIX - начала XX в. Автор, в частности, отмечает ту огромную роль в изучении древнерусского политогенеза, которую сыграли преподаватели и выпускники Петербургского (Петроградского) университета, оказавшиеся в эмиграции. Вряд ли это было исторической или историографической случайностью, а скорее свидетельствует о силе петербургских научных школ накануне грандиозной смуты начала ХХ в. и великого «русского исхода».