Предметом исследования являются две основные модели, по которым выстроены действующие системы оплаты труда учителей общеобразовательных организаций в России. Анализ норм выявил, что федеральное законодательство относит вопросы установления систем оплаты труда к компетенции образовательных организаций. При этом обязательные нормативные требования к величине оклада, а также к составу и размеру доплат и надбавок учителей как таковые отсутствуют. На федеральном уровне установлен лишь ряд гарантий по обеспечению минимального уровня оплаты труда педагогов, в то время как выбор конкретных механизмов его реализации отдается на уровень субъектов РФ, органов местного самоуправления, образовательных организаций. Изучение региональных и муниципальных нормативно-правовых актов показало, что отсутствие в окладной системе централизованного нормативного закрепления ограничений на структуру фонда оплаты труда в школе при несоблюдении множества рекомендаций по величине и доле окладов приводит к размытости структуры заработной платы, большой и необоснованной региональной дифференциации базового оклада и его низкому уровню. Большой разрыв в величине ставок, самостоятельно устанавливаемых в субъектах РФ, приводит к разной оплате за труд равной ценности, что нарушает один из базовых принципов трудового права — равной оплаты за труд равной ценности, и ставит материальное (и, как следствие, социальное) положение учителей в зависимость не от качества и количества их труда, а от уровня экономического развития региона. В статье подвергается критике идея о введении единого федерального оклада как меры, направленной на повышение общего размера заработной платы учителя. В числе возможных способов решения проблем авторы указывают на необходимость выработки комплекса федеральных рекомендаций: по минимальной доле оклада педагогических работников в общей сумме заработной платы; по основаниям установления повышающего коэффициента к окладу; по основаниям установления выплат компенсационного характера за выполнение работы, выходящей за пределы трудовой функции преподавателя; по основаниям установления выплат стимулирующего характера, в том числе для отражения в заработной плате показателей качества и эффективности педагогического труда.