В данной статье концепт сознания и его многочисленные проблемы и решения рассматриваются с позиции возможностей и ограничений в рамках континентальной и аналитической философии, а также через естественнонаучные и гуманитарные исследования. В процессе исследования было показано, что, с одной стороны, в рамках аналитической философии и естественных наук сознание предстает как методологический разложимый на составные части конкретный процесс, обладающий определенной функцией и локализацией, что позволяет моделировать такой процесс и вести технологические разработки. Однако разнообразие определений и областей приводит к известной путанице, а также невозможности соотнести единичный опыт конкретного человека с наличествующими теоретическими конструкциями. С другой стороны, континентальная философия и гуманитарные науки дают большое количество материала о единичном сознании, предстающем во всей полноте своих проявлений, что, в свою очередь, осложняет обобщения, поиски всеобщих законов и практическое применение таких знаний за пределами нескольких специфических областей. Но фоне показанных возможностей и ограничений современных подходов автор делает вывод о необходимости синтеза этих подходов, а также высказывает идею о том, что изолированное решение проблемы сознания вне рассмотрения вопроса о познании и языке может оказаться невозможным. Однако важным здесь остается вопрос о том, каким образом такой синтез может быть осуществлен, поскольку современные попытки, например нейрофеноменология, в существующем виде сохраняют показанные в статье методологические ограничения, критичные для поиска новых, эвристически ценных формулировок и решений.