Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Сознание Другого в феноменологической и постаналитической философии. / Марков, Б.В.
в: Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология , Том 35, № 3, 01.01.2019, стр. 447-460.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Сознание Другого в феноменологической и постаналитической философии
AU - Марков, Б.В.
N1 - Марков, Б. В. (2019). Сознание Другого в феноменологической и постаналитической философии. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 35(3), 447–460. https://doi.org/10.21638/spbu17.2019.305
PY - 2019/1/1
Y1 - 2019/1/1
N2 - В статье обсуждается проблема познания внутреннего опыта других людей. Язык как система социальных кодов не всегда пригоден для описания индивидуальных переживаний. Поэтому феноменология и герменевтика опираются на эмпатию - сопереживание. Но таким образом на место одного непостижимого ставится другое. Помимо невыразимости, внутренний опыт другого ставит перед аналитиком и иные проблемы. Интерес к внутреннему опыту в философии был вызван поисками непосредственно данного, обладающего свойством истинности. Опора на непосредственное знание оказывается общей для самых разных эпистемологических программ и, в частности, точкой встречи феноменологии и аналитической философии. Р. Карнап как данное рассматривал своеобразные «эпистемологические атомы», из которых должна быть логически построена система знания. М. Шлик критерием значимости теоретических высказываний считал верификацию, посредством которой они выводятся или сводятся к непосредственным данным. У Гуссерля открытие истины связывается с очевидностью, и интеллектуальная интуиция постигает предмет так, как он показывает сам себя. Тщательное систематическое сравнение феноменологической и аналитической философии сознания трудно реализовать, скорее всего, потому, что они используют разные и не сводимые друг к другу языки. Это объясняет, почему феноменология и герменевтика претендуют на статус методологии и философии гуманитарных наук, а аналитическая философия ориентирована по преимуществу на естественнонаучное знание. Между тем у них все же есть точки соприкосновения при исследовании таких характеристик сознания, как самоочевидность, непропозициональность и интенциональность. Вопреки сложившемуся представлению о противоположности феноменологической и эмпиристской программ обоснования знания в постаналитической философии ассимилируется феноменологическая техника анализа сознания. Социальные установки и культурные предпосылки образуют внешний контекст, в рамках которого осуществляются акты сознания. Благодаря общим нормам и правилам, обеспечивающим социальный порядок, возможна коммуникация Я и Другого.
AB - В статье обсуждается проблема познания внутреннего опыта других людей. Язык как система социальных кодов не всегда пригоден для описания индивидуальных переживаний. Поэтому феноменология и герменевтика опираются на эмпатию - сопереживание. Но таким образом на место одного непостижимого ставится другое. Помимо невыразимости, внутренний опыт другого ставит перед аналитиком и иные проблемы. Интерес к внутреннему опыту в философии был вызван поисками непосредственно данного, обладающего свойством истинности. Опора на непосредственное знание оказывается общей для самых разных эпистемологических программ и, в частности, точкой встречи феноменологии и аналитической философии. Р. Карнап как данное рассматривал своеобразные «эпистемологические атомы», из которых должна быть логически построена система знания. М. Шлик критерием значимости теоретических высказываний считал верификацию, посредством которой они выводятся или сводятся к непосредственным данным. У Гуссерля открытие истины связывается с очевидностью, и интеллектуальная интуиция постигает предмет так, как он показывает сам себя. Тщательное систематическое сравнение феноменологической и аналитической философии сознания трудно реализовать, скорее всего, потому, что они используют разные и не сводимые друг к другу языки. Это объясняет, почему феноменология и герменевтика претендуют на статус методологии и философии гуманитарных наук, а аналитическая философия ориентирована по преимуществу на естественнонаучное знание. Между тем у них все же есть точки соприкосновения при исследовании таких характеристик сознания, как самоочевидность, непропозициональность и интенциональность. Вопреки сложившемуся представлению о противоположности феноменологической и эмпиристской программ обоснования знания в постаналитической философии ассимилируется феноменологическая техника анализа сознания. Социальные установки и культурные предпосылки образуют внешний контекст, в рамках которого осуществляются акты сознания. Благодаря общим нормам и правилам, обеспечивающим социальный порядок, возможна коммуникация Я и Другого.
KW - Другой
KW - внутренний опыт
KW - самоочевидность
KW - Феноменология
KW - аналитическая философия
KW - коммуникация Я и Другого
KW - Оther
KW - Phenomenology
KW - Analytic philosophy
KW - Internal experience
KW - Self-evidence
KW - communication I and the Оther
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85077035609&partnerID=8YFLogxK
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41297024
U2 - 10.21638/spbu17.2019.305
DO - 10.21638/spbu17.2019.305
M3 - статья
AN - SCOPUS:85077035609
VL - 35
SP - 447
EP - 460
JO - Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология
JF - Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология
SN - 2542-2278
IS - 3
ER -
ID: 49858722