В статье осуществляется попытка интерпретировать разнообразные практики медиации с позиций теории коммуникации, что позволяет придать более широкий контекст пониманию сущности конфликта и технологий конфликторазрешения. Автор выделяет три базовые парадигмы анализа коммуникации, сформировавшиеся на основе трех типов рациональности, представленных в современной науке, а именно: классическая парадигма (понимание коммуникации как обмена информацией), неклассическая парадигма (понимание коммуникации как интеракции субъектов, в результате которой вырабатываются совместные смыслы и значения), постнеклассическая парадигма (понимание коммуникации как процесса конструирования символических значений в процессе взаимодействия самих этих значений). Данные парадигмы рассматриваются как взаимосвязанные, но последовательно усложняющиеся. Предложена систематизация наиболее распространенных моделей медиации в соответствии с доминирующими в них представлениями о коммуникации и управлении коммуникативными процессами. Классической парадигме в наибольшей степени соответствуют директивная и оценочная медиация, в которых реализуется активная руководящая роль медиатора в управлении содержанием процесса и организацией процедуры, устранении информационных и семантических шумов для рационального разрешения конфликта. Неклассическая парадигма представлена такими моделями медиации как гуманистическая, клиент-центрированная, фасилитативная и трансформативная, которые ориентированы на работу с участниками (субъектами) конфликта, на создание когнитивных и психологических условий для выявления истинных намерений сторон и самостоятельной выработке сторонами взаимоприемлимых решений. Постнеклассической парадигме соответствует нарративная модель медиации, в которой работа медиатора ориентирована на работу со смыслами, с деконструкцией старых и конструированием новых нарративов для устранения конфликта.

Переведенное названиеMEDIATION MODELS IN THE CONTEXT OF EVOLUTION OF COMMUNICATION PARADIGMS
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)247-259
ЖурналКОНФЛИКТОЛОГИЯ
Номер выпуска3
СостояниеОпубликовано - мар 2016

    Области исследований

  • ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПАРАДИГМА, КОНФЛИКТ, ФАСИЛИТАТИВНАЯ МЕДИАЦИЯ, НАРРАТИВНАЯ МЕДИАЦИЯ

ID: 41467091